Поурочные разработки по русскому языку 7 класс к учебнику М.Т. Баранова
Деепричастия несовершенного вида - ДЕЕПРИЧАСТИЕ
Цели: ознакомить учеников со способами образования деепричастий несовершенного вида, показать связь деепричастий с глаголом.
Методические приемы: беседа по вопросам, лингвистический разбор, объяснения учителя, тренировочные упражнения, работа над речевыми ошибками, словарная и орфоэпическая работа.
Ход урока
I. Лингвистическая разминка
Синтаксический разбор предложения, объяснение орфограмм и пунктограмм (выполняется на доске и в тетрадях):
Вы дольше сохр...ните среза(н, нн)ые цветы добавив в воду (не, ни)много аспирина или (не, нисколько криста(л, лл)иков лимо(н, нн)ой кислоты.
Примечание. Учитель поможет определить, что деепричастный оборот, так же как и причастный, является одним членом предложения - обстоятельством. Построим цепочку вопросов от деепричастия, определяя границы деепричастного оборота.
(Вы дольше сохраните срезанные цветы, добавив в воду немного аспирина или несколько кристалликов лимонной кислоты.)
II. Проверка домашнего задания
Упражнение 173: проверка по цепочке.
III. Изучение темы “Деепричастия несовершенного вида”
1. Беседа по вопросам.
- Какие части речи имеют вид? (Глаголы, причастия, деепричастия.)
- Как определить вид? (По вопросу.)
- Каким грамматическим признаком, кроме вида, обладает деепричастие? (Неизменяемость.)
2. Самостоятельное изучение теоретического материала учебника - § 29.
3. Вопросы на усвоение материала.
- Что обозначают деепричастия несовершенного вида?
- На какие вопросы они отвечают?
- От основ каких глаголов образуются деепричастия несовершенного вида?
- С помощью какого суффикса они образуются?
- Какие причастия образуются от основ настоящего времени глаголов? (Действительные и страдательные причастия настоящего времени.)
IV. Словарная и орфоэпическая работа
Записать слова, помещенные в рамке на с. 82-83, в словарик; составить с ними словосочетания. Прочитать слова вслух, следя за правильностью ударения:
ржавея, черпая ударение на первый слог; балуясь - ударение на второй слог; бассейн, дистанция, сиять.
V. Выполнение упражнений
1. Упражнение 174: устно, по цепочке. Предложения составить письменно, обсудить.
2. Упражнение 175: комментированное письмо, соблюдение речевых норм.
Комментарий. Деепричастия не образуются от глаголов ждать, лить. Деепричастие можно образовать от приставочного глагола ожидать - ожидая. Учитель может сказать об устаревшей форме лия, встречающейся только в поэтической речи: “И слезы горькие лия...”.
3. Упражнение 176: самостоятельная работа.
Домашнее задание
1. § 29.
2. Упражнение 177.