Развитие речи. Подготовка к сочинению по картине С. Григорьева Вратарь - ДЕЕПРИЧАСТИЕ

Поурочные разработки по русскому языку 7 класс к учебнику М.Т. Баранова

Развитие речи. Подготовка к сочинению по картине С. Григорьева Вратарь - ДЕЕПРИЧАСТИЕ

Цели: развивать навыки устной речи, умение делать описание по картине; совершенствовать орфографические и пунктуационные навыки.

Методические приемы: беседа по вопросам, подготовленный диктант, лингвистический разбор, устное описание картины, словарная работа.

Ход уроков

I. Лингвистическая разминка

Синтаксический разбор предложения, записанного на доске; объяснение орфограмм и пунктограмм; определение грамматических характеристик деепричастия.

По чу... ствовав опас... ность к своим воротам по(д, т)т... нулись игроки нашей команды.

(Почувствовав опасность, к своим воротам подтянулись игроки нашей команды. Почувствовав - деепричастие совершенного вида, образовано от глагола почувствовать с помощью суффикса -в.)

II. Проверка домашнего задания

1. Рассказать о деепричастиях совершенного вида.

2. Упражнение 181: проверка по цепочке.

Дополнительный вопрос: из какого произведения И.С. Тургенева взяты предложения?

3. Чтение выдержек из статей спортивного характера. Запись предложений с описанием действий спортсменов, желательно с использованием деепричастий.

Если деепричастий в предложениях нет, перестроить их, используя эту часть речи.

III. Словарная работа

Записать слова, помещенные в рамках на с. 85-86, в словарики, придумать с ними предложения.

Комбинация, галерея, экспресс - [р’].

IV. Подготовка к сочинению по картине С. Григорьева “Вратарь”

Слово учителя.

По началу нашего урока вы уже поняли, что главная его тема - спортивная. Спортивная журналистика - нелегкое дело. Лучшие комментаторы и обозреватели иногда создают настоящие художественные произведения, их материалы читаешь с захватывающим интересом. Есть и безликие заметки и статьи, которые не отличишь друг от друга, настолько они забиты штампами и общими словами.

Ваша задача - попробовать себя в роли спортивного журналиста, создать материал на спортивную тему.

Но сначала посмотрим, как это делают профессионалы.

Задание: вставить пропущенные буквы и знаки препинания, определить грамматические характеристики причастий и деепричастий, обозначить их суффиксы, подчеркнуть причастия и деепричастия как члены предложения.

Примечание: можно устроить соревнование: кто быстрее выполнит задание. За правильные ответы засчитываются “забитые голы”, за ошибки - штрафные очки.

Предложения записаны на доске:

1) Все поезда идущ ...ев футбольную ст...лицу заполн...е(н, нн)ы болельщ...ками.

2) Ко(м, мм)ентаторы уд...ляли повыше(н, нн)ое вн...мание футболисту забивш...му победный гол в ворота соперн...ка.

3) (В)место пользу...щ...гося в команде (не, ни)пр...река...мым автор...тетом вет...рана в стартовом составе может выйти под...ющий надежды защитник из юнош...ской сборной страны.

4) Дровиш...к в разг...ревш...йся к...стер надежд подбросила молодая пор...ель украинских игроков добравшись до ф...нала чемп...оната Европы.

5) Нап...дающий открывшись на гран... офсайда перебросил мяч... через голкипера но выручил защитник насти(г, к)ший мяч... поч...ти на линии ворот.

6) Об...грае три команды бр...зильц... вышли в четвертьфинал.

Ответы:

1) Все поезда, идущие в футбольную столицу, заполнены болельщиками.

2) Комментаторы уделяли повышенное внимание футболисту, забившему победный гол в ворота соперника.

3) Вместо пользующегося в команде непререкаемым авторитетом ветерана в стартовом составе может выйти подающий надежды защитник из юношеской сборной страны.

4) Дровишек в разгоревшийся костер надежд подбросила молодая поросль украинских игроков, добравшись до финала чемпионата Европы.

5) Нападающий, открывшись на грани офсайда, перебросил мяч через голкипера, но выручил защитник, настигший мяч почти на линии ворот.

6) Обыграв три команды, бразильцы вышли в четвертьфинал.

(Предложения взяты из газеты “Спорт-экспресс”.)

Примечание: обратим внимание на причастие в пятом предложении: нападающий - оно выступает в роли подлежащего. Это случай перехода одной части речи в другую (в данном случае - причастия в существительное).

V. Выполнение упражнений

1. Упражнение 185: устный разбор.

2. Упражнение 186: подготовленный диктант.

3. Беседа по вопросам (подготовка устного рассказа по картине С. Григорьева “Вратарь”).

- Что изображено на картине?

- Когда происходит действие? Как вы это определили? (Изображенное на картине происходит в середине прошлого века: об этом говорит одежда героев, их школьные ранцы, обозначающие границы ворот. На картине запечатлен сентябрьский день: ребята пришли на пустырь после школы; на кустах желтые листья, но, судя по одежде, еще не холодно.)

- Где происходит футбольное состязание?

- По каким признакам мы можем судить о том, какой момент изображен на картине?

- Почему картина называется “Вратарь”?

- С каким чувством написана картина?

4. Устный рассказ по картине.

Описание картины можно сделать в виде спортивного репортажа, а также в виде рассказа экскурсовода.

5. Написание черновика сочинения.

Домашнее задание

Написать сочинение по картине, используя причастия и деепричастия.






Для любых предложений по сайту: [email protected]