Деепричастия совершенного вида - ДЕЕПРИЧАСТИЕ

Поурочные разработки по русскому языку 7 класс к учебнику М.Т. Баранова

Деепричастия совершенного вида - ДЕЕПРИЧАСТИЕ

Цели: ознакомить учеников со способами образования деепричастий совершенного вида; совершенствовать орфографические и пунктуационные навыки.

Методические приемы: беседа по вопросам, лингвистический разбор, объяснения учителя, тренировочные упражнения, работа над речевыми ошибками, словарная работа, задания по занимательной лингвистике.

Ход урока

I. Лингвистическая разминка

Осложненный диктант.

Учитель диктует глаголы, от которых ученики должны образовать деепричастия несовершенного вида.

Опаздывать, торопиться, черпать, следовать, побеждать, наклеивать, заворчать, стоять, обозначать, кричать, баловать, подбросить, подскакивать, победить, ржаветь.

Комментарий. Деепричастия несовершенного вида не образуются от глаголов заворчать, подбросить, победить, так как это глаголы совершенного вида.

II. Проверка домашнего задания

1. Рассказать о деепричастиях несовершенного вида.

2. Упражнение 177: проверка по цепочке; в это время трое учеников у доски выполняют лингвистический разбор: словообразовательный и разбор по составу - заснувшими; морфологический - светило; синтаксический - 1 -е предложение.

Комментарий. Слово светило необходимо рассматривать в контексте. В данном предложении это имя существительное в роли подлежащего. Приведем пример с омоформой слова - глаголом светить в форме прошедшего времени среднего рода: Белыми ночами солнце на севере светило, почти не заходя.

III. Изучение темы “Деепричастия совершенного вида”

1. Слово учителя.

Если деепричастия несовершенного вида означают незаконченные добавочные действия, то легко догадаться, что деепричастия совершенного вида означают законченные, совершённые добавочные действия и отвечают на вопрос что сделав?

Рассмотрим таблицу учебника (§ 30, с. 84).

Деепричастия совершенного вида чаще всего образуются от основы неопределенной формы глагола. Обратим внимание, что суффиксы деепричастий совершенного вида -в, -вши, -ши (устроив, разбившись) похожи на суффиксы действительных причастий прошедшего времени -вш-, -ш-.

Как их не перепутать? Главное - помнить, что деепричастия - неизменяемая часть речи, то есть не имеет окончаний, у причастий же окончания есть.

Кроме того, деепричастия совершенного вида могут образовываться от основы простого будущего времени некоторых глаголов с помощью суффикса -а (-я): дыша, видя.

Заметим также, что суффиксы -вши, -ши имеют разговорный оттенок. Если же после них стоит постфикс -ся (-сь), этот оттенок исчезает: зацепивши - зацепившись, унёсши - унёсшись.

2. Синтаксический разбор предложения, характеристика деепричастий.

Лед гремевш...й треск...вш...йся и ударявшемся о гранит набережной давно уже изм...льчал и раста...л. (Ильф, Петров.)

(Лед, гремевший, трескавшийся и ударявшийся о гранит набережной, давно уже измельчал и растаял.)

IV. Выполнение упражнений

1. Упражнение 178: устно.

2. Упражнение 179: устный разбор; работа над орфоэпическими нормами. Уточним задание: записать образованные от данных глаголов деепричастия совершенного вида в несколько групп (по месту ударения):

1) с ударением на втором слоге: донять, занять, нанять, начать, отнять, поднять, принять, создать, увидеть, раскаяться, наклеить;

2) с ударением на третьем слоге: успокоиться, невзлюбить, принести;

3) с ударением на четвертом слоге: распорядиться.

3. Упражнение 180: комментированное письмо.

Комментарий. Нельзя образовать деепричастие совершенного вида от глагола опаздывать, т. к. он несовершенного вида.

4. Упражнения 182, 183: самостоятельная работа по вариантам, с последующей взаимопроверкой.

V. Занимательная лингвистика

У великого актера Аркадия Райкина одной из запомнившихся ролей в кино была роль в фильме “Волшебная сила искусства”. Его герой, тоже актер, желая помочь своей старой учительнице, которую изводили хамоватые соседи, надел на себя личину еще большего хама и поставил зарвавшихся соседей на место. Интеллигентную речь они не понимали, и герой заговорил с ними на доступном им языке: “Ой, господа-дамы! Мы же с вами не попрощавши! Что это с вами случивши? Что это вы в лице переменивши? Никак вы заболевши?”

Объясните намеренные речевые ошибки, исправьте предложения.

Домашнее задание

1. § 30.

2. Упражнение 181.

3. Упражнение 186: устно (подготовка к диктанту).

4. Подобрать материалы из спортивных газет с описанием матчей, соревнований.






Для любых предложений по сайту: [email protected]