Поурочные разработки по русскому языку 7 класс к учебнику М.Т. Баранова
Буквы е и и в приставках не- и ни- отрицательных наречий - НАРЕЧИЕ
Цели: закрепить навыки правописания приставок не и ни с местоимениями; показать условия выбора приставок не и ни с наречиями; развивать навыки монологической речи.
Методические приемы: лингвистический разбор, словарная работа, тренировочные упражнения, составление устного рассказа по опорным словам.
Ход урока
I. Лингвистическая разминка
Записать предложение под диктовку, сделать его синтаксический разбор.
Карлик сел за стол и ук...зал (на)место (на)против. (В. Пелевин.)
(Карлик сел за стол и указал на место напротив. В данном предложении наречие напротив выступает в роли определения: место какое? - напротив.)
II. Проверка домашнего задания
Беседа по вопросам упражнения 226. В это время трое учеников выполняют у доски морфологический разбор слов ста и выпущена; синтаксический разбор первого предложения.
Комментарий. Варианты заголовка: “Изобретение почтовой марки”, “История почтовой марки”. Основная мысль текста: каждая привычная вещь имеет свою историю, является плодом творческого труда человека.
Наречия, образованные приставочным способом: затем, назад, вовсе.
III. Изучение темы “Буквы е и и в приставках не- и неотрицательных наречий”
Объяснительный диктант (повторение изученного).
Некто, ничем, никакой, никому, нечто, никем, некоторый, никто, несколько, ничто, некого, нисколько, нечем, никого, некому, некем.
Отрицательные местоимения образуются приставочным способом; написание приставок не и ни зависит от ударения.
Задание: попробуйте образовать от данных вопросительных наречий отрицательные наречия.
Где, куда, когда, зачем: негде, некуда, некогда, незачем; нигде, никуда, никогда.
Вывод: в отрицательных наречиях, так же как в отрицательных местоимениях, приставка не- пишется под ударением, ни- - без ударения.
IV. Выполнение упражнений
1. Упражнение 227: комментированное письмо.
Примечание: в рамке на с. 106 приведено написание наречия нимало. Напомним, что существует слово-омофон (одинаково слышится) немало. Разница в значении слов очевидна в контексте:
1) Он нимало не смутился, когда его уличили во лжи. (Нимало - ничуть, нисколько.)
2) Немало пришлось сделать, чтобы завоевать уважение к себе. (Немало - много.)
2. Упражнение 228: самостоятельная работа с последующей взаимопроверкой.
3. Упражнение 232 (развитие речи): обсуждение темы возможного высказывания по ключевым словам; составление устного рассказа; выступления учеников.
Домашнее задание
1. § 37.
2. Упражнение 229: письменно.
3. Упражнение 231: устно (подготовка к диктанту).