Буквы е и и в приставках не- и ни- отрицательных наречий - НАРЕЧИЕ

Поурочные разработки по русскому языку 7 класс к учебнику М.Т. Баранова

Буквы е и и в приставках не- и ни- отрицательных наречий - НАРЕЧИЕ

Цели: закрепить навыки правописания приставок не и ни с местоимениями; показать условия выбора приставок не и ни с наречиями; развивать навыки монологической речи.

Методические приемы: лингвистический разбор, словарная работа, тренировочные упражнения, составление устного рассказа по опорным словам.

Ход урока

I. Лингвистическая разминка

Записать предложение под диктовку, сделать его синтаксический разбор.

Карлик сел за стол и ук...зал (на)место (на)против. (В. Пелевин.)

(Карлик сел за стол и указал на место напротив. В данном предложении наречие напротив выступает в роли определения: место какое? - напротив.)

II. Проверка домашнего задания

Беседа по вопросам упражнения 226. В это время трое учеников выполняют у доски морфологический разбор слов ста и выпущена; синтаксический разбор первого предложения.

Комментарий. Варианты заголовка: “Изобретение почтовой марки”, “История почтовой марки”. Основная мысль текста: каждая привычная вещь имеет свою историю, является плодом творческого труда человека.

Наречия, образованные приставочным способом: затем, назад, вовсе.

III. Изучение темы “Буквы е и и в приставках не- и неотрицательных наречий”

Объяснительный диктант (повторение изученного).

Некто, ничем, никакой, никому, нечто, никем, некоторый, никто, несколько, ничто, некого, нисколько, нечем, никого, некому, некем.

Отрицательные местоимения образуются приставочным способом; написание приставок не и ни зависит от ударения.

Задание: попробуйте образовать от данных вопросительных наречий отрицательные наречия.

Где, куда, когда, зачем: негде, некуда, некогда, незачем; нигде, никуда, никогда.

Вывод: в отрицательных наречиях, так же как в отрицательных местоимениях, приставка не- пишется под ударением, ни- - без ударения.

IV. Выполнение упражнений

1. Упражнение 227: комментированное письмо.

Примечание: в рамке на с. 106 приведено написание наречия нимало. Напомним, что существует слово-омофон (одинаково слышится) немало. Разница в значении слов очевидна в контексте:

1) Он нимало не смутился, когда его уличили во лжи. (Нимало - ничуть, нисколько.)

2) Немало пришлось сделать, чтобы завоевать уважение к себе. (Немало - много.)

2. Упражнение 228: самостоятельная работа с последующей взаимопроверкой.

3. Упражнение 232 (развитие речи): обсуждение темы возможного высказывания по ключевым словам; составление устного рассказа; выступления учеников.

Домашнее задание

1. § 37.

2. Упражнение 229: письменно.

3. Упражнение 231: устно (подготовка к диктанту).






Для любых предложений по сайту: [email protected]