Поурочные разработки по русскому языку 7 класс к учебнику М.Т. Баранова
Одна и две буквы н в наречиях на -о и –е - НАРЕЧИЕ
Цели: повторить правописание одной и двух н в прилагательных и причастиях; показать условия выбор одной и двух н в наречиях.
Методические приемы: лингвистический разбор, словарная работа, тренировочные упражнения.
Ход урока
I. Лингвистическая разминка
Задание: раскрыть скобки, подчеркнуть наречия, расставить знаки препинания, вставить пропущенные буквы; подчеркнуть наречия как члены предложения. (Выполняется на доске и в тетрадях.)
Шве...ские болелыц...ки (не) пр...кр...щали петь но (соотеч... стве(н, нн)ит)футболисты их (не, ни) радовали. Парагвайцы (же) и вовсе долгое время выгл...дели очень ро(б, п)ко.
(Шведские болельщики не прекращали петь, но соотечественники-футболисты их не радовали. Парагвайцы же и вовсе долгое время выглядели очень робко.)
II. Проверка домашнего задания
1. Рассказать о правописании отрицательных наречий.
2. Упражнение 229: проверка по цепочке; в это время у доски выполняется словообразовательный разбор слова и разбор слова по составу: наступивших.
3. Подготовленный диктант по упражнению 231.
(Можно провести диктант по вариантам.)
III. Изучение темы “Одна и две буквы н в наречиях на -о и -е”
1. Воспользуемся теоретическим материалом учебника (§ 38, с. 108).
Комментарий. В шуточном стихотворении первое из созвучных слов (паронимов) - раскована - краткое причастие (можно заменить синтаксическим синонимом-глаголом: ее расковали. Второе слово - рискованно - наречие, образованное от прилагательного рискованный. Мы знаем, что в кратких причастиях всегда пишется одна буква н, в наречиях же пишется столько н, сколько в прилагательных, от которых они образованы.
Выполним упражнение 233: комментированное письмо (на доске и в тетрадях).
IV. Выполнение упражнений
1. Упражнение 234: комментированное письмо с последующей взаимопроверкой.
2. Упражнение 235: самостоятельная работа; морфологический разбор слова уныло на доске.
V. Словарная и орфоэпическая работа
Записать слова, помещенные в рамках на с. 108, придумать словосочетания с ними: бережливо, конкретно [р’].
Домашнее задание
1. § 38.
2. Упражнение 236: письменно.
3. Подготовиться к диктанту по теме “Наречия”.