Поурочные разработки по русскому языку 7 класс к учебнику М.Т. Баранова
Союз как часть речи - СОЮЗ
Цели: дать понятие о союзе как о служебной части речи; показать основные функции союза.
Методические приемы: анализ практических работ, работа со словарями, беседа по вопросам, объяснения учителя, выполнение упражнений, выразительное чтение, словарная работа.
Ход урока
I. Анализ практических работ
II. Беседа по вопросам
- Что такое союз? (Обратимся к толковым словарям, рассмотрим различные значения слова.)
- Какое общее значение слова союз проявляется в понятии “союз как часть речи”? (Общее значение - объединение, связь.)
- Что вы знаете о союзе как части речи?
III. Изучение темы “Союз как часть речи”
1. Слово учителя.
Итак, союз - служебная часть речи, которая связывает однородные члены внутри предложения; простые предложения в составе сложного; предложения в тексте. Мы обобщили уже известное вам. Наша задача - расширить, углубить знания о союзе и его синтаксических возможностях.
Союзы бывают простыми и составными, сочинительными и подчинительными. Часть составных союзов вы видите в рамке на с. 144 учебника. Как видите, союзы могут состоять из нескольких слов. Прочитаем текст, посвященный союзу как части речи.
2. Чтение текста упражнения 313 и его обсуждение.
Комментарий. Основная мысль текста - “Союзы созданы для выражения логической связи между высказываниями”.
Стиль текста - научно-популярный. Тип речи - рассуждение.
IV. Словарная работа
- Запишите слова, помещенные в рамках на с. 144-145, в словарики; подберите союзы - синонимы составных союзов:
Оттого что, вследствие того что, в силу того что, благодаря тому что, до тех пор как; средства, реальный, ситуация.
V. Выполнение упражнений
1. Упражнение 313: письменно.
2. Упражнение 315: выразительное чтение, обсуждение вопросов; самостоятельное письменное выполнение.
Домашнее задание
1. § 54.
2. Упражнения 314, 316: письменно.
3. Упражнение 317: устно.