Поурочные разработки по русскому языку 7 класс к учебнику М.Т. Баранова
Простые и составные союзы - СОЮЗ
Цели: расширить знания учеников о простых и составных союзах; совершенствовать навыки анализа текста, навыки составления плана.
Методические приемы: элементы анализа текста, объяснения учителя, выполнение упражнений, выразительное чтение.
Ход урока
I. Лингвистическая разминка
II. Проверка домашнего задания
1. Рассказ о союзе как части речи.
2. Упражнение 314: беседа о роли и значении союзов в отрывке из сказки М.Е. Салтыкова-Щедрина “Дикий помещик”.
3. Упражнение 316: выразительное чтение стихотворения.
4. Упражнение 317: беседа по вопросам; устное объяснение орфограмм и пунктограмм.
Комментарий. Во втором предложении союз потому что выражает причинно-следственные отношения; в пятом - союз чтобы выражает целевые отношения; в шестом - союз авыражает отношения сопоставления; в девятом - союз если выражает отношения условия.
Тип речи рассуждение. Стиль текста - публицистический. Деление текста на абзацы: 1-й абзац - предложения 1-4; 2-й абзац - предложения 5-8; 3-й абзац - предложения 9-10.
III. Изучение темы “Простые и составные союзы”
- По аналогии с тем, что вы знаете о простых и составных предлогах, скажите, чем простые союзы отличаются от составных. (Простые союзы состоят из одного слова, составные из двух и более слов.)
- Приведите примеры простых и составных союзов. (Простые: и, а, но, чтобы, если; составные: не только... но и; потому что, так как, как... так.)
IV. Выполнение упражнений
1. Упражнение 318: выразительное чтение, комментированное письмо.
В этом упражнении важно показать, что место знаков препинания зависит от смыслового ударения, в некоторых случаях возможна вариативная постановка запятой:
Бабушка крепко держала меня за руку и серьезно, но вопросительно посматривала на присутствующих (,) до тех пор, пока любопытство всех гостей было удовлетворено...
Требует пояснения необычная форма союза в 5-м предложении:
Только что вы ушли, она вдруг искренно стала раскаиваться.
Важно предупредить немотивированную постановку запятой перед что, показать, как связаны между собой слова в каждом из простых предложений в составе сложного, попросить составить синонимичное предложение с другим союзом, переставив части предложения: Она вдруг искренно стала раскаиваться, как только вы ушли.
2. Упражнение 320: чтение текста, беседа по вопросам, составление плана.
Комментарий. Стиль текста о выдающемся филологе Ф.И. Буслаеве - публицистический.
Примерный план (можно дать задание составить по вариантам обычный и вопросный план):
I. Основные заслуги Ф.И. Буслаева в развитии филологии.
- Кем был Ф.И. Буслаев?
II. Продолжение традиций сравнительно-исторического изучения языков.
- Какие традиции русской филологии продолжил Ф.И. Буслаев?
III. Преподавательская деятельность ученого.
- Каковы педагогические заслуги ученого?
IV. Основной труд Ф.И. Буслаева - “О преподавании отечественного языка”
- Какова основная мысль труда Ф.И. Буслаева “О преподавании отечественного языка”?
Домашнее задание
1. § 55.
2. Упражнение 319.
3. Упражнение 320: пересказ текста.