Синтаксис. Синтаксический разбор - Повторение изученного в 5-6 классах

Русский язык 7 класс - Поурочные разработки к учебнику М. Т. Баранова

Синтаксис. Синтаксический разбор - Повторение изученного в 5-6 классах

Результаты обучения. Личностные: восприятие русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа; уважительное отношение к русскому языку; увеличение словарного запаса. Метапредметные: способность понимать информацию при чтении текста и восприятии его на слух; умение воспроизводить прослушанный и прочитанный текст; умение создавать устные тексты и письменные; владение диалогом в процессе учебной деятельности; умение выступать перед аудиторией сверстников. Предметные: актуализация в памяти знаний по русскому языку, полученных в 5—6 классах; опознавание и анализ языковых единиц, изученных в 5—6 классах; овладение стилистическими ресурсами русского языка; освоение жанра убеждения; умение анализировать текст публицистического стиля.

Урок 2. Синтаксис. Синтаксический разбор

Цели: повторить основные синтаксические понятия (словосочетание, предложение, грамматическая основа, главные и второстепенные члены предложения); вспомнить порядок синтаксического разбора.

Личностные УУД. Личностное самоопределение. Познавательные УУД. Синтез знаний. Анализ явлений. Коммуникативные УУД. Умение вступать в диалог и вести беседу.

Ход урока

I. Проверка домашнего задания. Фронтальный опрос:

— На какие группы делятся славянские языки?

— К какой группе относится русский язык?

— Какие ещё языки являются восточнославянскими?

— Какие уровни языка вам известны?

— Что изучает фонетика?

— Как называется раздел, изучающий состав слова?

— Что изучает морфология?

Упр. 4, 6 (устные ответы).

II. Орфографическая разминка. По цепочке ученики выходят к доске, каждый записывает по 2—3 словосочетания.

■ Благородный человек, нужная профессия, лиловая салфетка, багряные листья, румяный малыш, пышная сирень, талантливый писатель, искусство общения, искусный мастер, биография автора, великолепный рассказ, преодолеть препятствие, прийти на спектакль, подзаголовок текста, серьёзное исследование, присутствовать на собрании, уважительная причина.

III. Повторение сведений о синтаксисе.

1. Наблюдение над лингвистическим материалом.

Ученики записывают предложение под диктовку; находят и выписывают из него словосочетания; выполняют синтаксический разбор. Учитель напоминает детям, что словосочетание состоит из главного и зависимого слов, что подлежащее и сказуемое не являются словосочетанием, а смысловая связь устанавливается по вопросу, который ставится от главного слова к зависимому.

Сверху над водой светило солнце, проходили облака, играл ветер, а в глубине шла таинственная и неведомая жизнь. (И. Соколов-Микитов)

2. Беседа по вопросам и заданиям:

— Как называется раздел науки о языке, изучающий словосочетания и предложения? (Синтаксис.)

— Что такое словосочетание? (Словосочетание — сочетание двух или нескольких самостоятельных слов, связанных друг с другом по смыслу и грамматически.)

— Какую синтаксическую единицу мы называем предложением? (Предложение — основная синтаксическая единица, которая характеризуется наличием грамматической основы, смысловой и интонационной законченностью.)

— Что такое грамматическая основа предложения?

— Дайте определение главным членам предложения.

— Какой член предложения мы называем определением? Как оно подчёркивается?

— Что такое обстоятельство? Как оно подчёркивается?

— Какие члены предложения называются однородными?

IV. Активизация и закрепление изученного.

1. Работа с учебником. Упр. 7. Ученики составляют словосочетания по схемам; вспоминают, какие предложения являются простыми и сложными; конструируют предложения на одну из тем. Упр. 8. Самостоятельное списывание; взаимопроверка. Один ученик записывает на доске первое предложение, выполняет синтаксический разбор, затем класс проверяет разбор.

2. Тестовые задания.

1. Укажите предложение, в котором неверно выделена грамматическая основа.

2. Найдите распространённое предложение.

а) Зима была многоснежной и радостной.

б) Все смеются, и очарование пропало.

в) Великий Устюг — чудо.

г) Принесли пирог с яблоками.

3. Укажите предложение, в котором верно найдены все определения.

4. Укажите предложение, в котором верно найдены все обстоятельства.

5. Отметьте предложение, в котором допущена ошибка при нахождении дополнений.

V. Подведение итогов урока.

— Что значит произвести синтаксический разбор предложения?

— Найдите ошибки в определении: Обстоятельство — это главная часть речи, которая отвечает на вопросы где? куда? откуда? и обозначает признак предмета.

VI. Домашнее задание. Упр. 9.






Для любых предложений по сайту: [email protected]