Степени сравнения наречий - Наречие - Морфология и орфография. Культура речи

Русский язык 7 класс - Поурочные разработки к учебнику М. Т. Баранова

Степени сравнения наречий - Наречие - Морфология и орфография. Культура речи

Цели: дать представление о степенях сравнения наречий; соотнести степени сравнения наречий с подобным лингвистическим явлением у прилагательных; учиться видеть в тексте наречия в сравнительной степени.

Личностные УУД. Личностное самоопределение. Познавательные УУД. Структурирование знаний. Установление диалога культур. Коммуникативные УУД. Умение вступать в диалог и вести беседу.

Ход урока

I. Проверка домашнего задания. Упр. 230 (по цепочке). Фронтальный опрос:

— Какие разряды наречий вам известны?

— К какому разряду относятся наречия спокойно, в насмешку, изредка, вдалеке, удивительно, смолоду?

— Приведите примеры местоименных наречий.

— Какими членами предложения являются наречия?

Некоторые ученики получают дополнительные задания, зачитывают выписанные пословицы и афоризмы, включающие наречия разных разрядов, определяют разряды наречий.

II. Освоение нового материала.

1. Беседа по вопросам по прочтении § 36:

— Какие наречия могут образовывать степени сравнения?

— Как образуется простая сравнительная степень наречий?

— Как образуется превосходная степень сравнения наречий?

2. Наблюдение над лингвистическим материалом. Учащиеся записывают в тетради два предложения, под руководством учителя подчёркивают члены предложения. Учитель обращает внимание на правильное произношение и форму слова красивее.

3. Слово учителя. В первом предложении слово красивее обозначает признак предмета, потому что относится к существительному платье, отвечает на вопрос каково? (платье каково? красивее). Начальная форма слова — красивый. Оно изменяется по падежам (красивое платье, красивого платья), по числам (платье красивое, платья красивые) и по родам (платье красивое, костюм красивый). В предложении является сказуемым. Следовательно, это слово — имя прилагательное, употреблённое в простой сравнительной степени.

Во втором предложении слово красивее обозначает признак действия, потому что относится к глаголу танцует, отвечает на вопрос как? (танцует как? красивее). Начальная форма слова — красиво. Слово не изменяется. В предложении является обстоятельством. Следовательно, это наречие, употреблённое в простой сравнительной степени.

III. Активизация и закрепление изученного.

1. Работа с текстом. Ученики находят в тексте наречия и прилагательные в сравнительной степени. Выписывают указанные прилагательные и наречия вместе со словами, к которым они относятся, указывая также и задаваемый вопрос.

Ветер и солнце

Заспорил буйный ветер с солнцем, кто из них сильней, и условились они, что победит из них тот, кто заставит путника скинуть платье. И вот ветер задул изо всей мочи. Прохожий завернулся в свой плащ. Ветер задул ещё порывистее. Задрожал путник от холода и укутался ещё плотнее. Наконец, ветер устал и предоставил солнцу показать свою силу. Едва солнце согрело землю своими лучами, как прохожий снял верхнюю одежду. Скоро стало жарко. Тогда путник разделся совсем и выкупался в реке. (А. М. Пешковский)

Дополнительный вопрос:

— Какая из выписанных синтаксических конструкций не является словосочетанием? (Кто из них сильней — это подлежащее и сказуемое, словосочетанием не является.)

2. Распределительный диктант. Записываются в разные колонки сочетания, содержащие наречия в сравнительной степени, и сочетания с прилагательными в сравнительной степени. Один ученик работает на доске.

Бульон был вкуснее; приготовить вкуснее; день становился короче; это платье короче; говорить короче; он казался всех выше и стройнее; спортсмен делался выносливее.

Учителю следует обратить внимание учеников, что после глаголов делаться, являться, становиться, казаться следуют прилагательные в сравнительной степени, входящие в состав сказуемого.

3. Работа с учебником. Упр. 235. Ученики читают текст; определяют его тему; выписывают словосочетания с наречиями. Затем под руководством учителя составляется план, который может выглядеть так:

1) Старинный праздник Сабантуй.

2) Подготовка к празднику.

3) День торжества: а) официальное открытие; б) развлекательная часть.

4) Наиболее интересная часть празднования: а) национальная борьба; б) шуточные состязания.

В заключение задаётся вопрос:

— Вспомнились ли вам русские национальные праздники, похожие на Сабантуй? (Масленица, Рождественские Святки.)

IV. Подведение итогов урока. Беседа по вопросам:

— Как различить прилагательные и наречия в сравнительной степени? (Нужно определить синтаксическую роль в предложении и найти слово, к которому относится проблемное слово. Если относится к существительному и является сказуемым, то это прилагательное. Если относится к глаголу и является второстепенным членом, например обстоятельством, то это наречие.)

— Для чего нужно уметь различать в предложении прилагательные и наречия в сравнительной степени? (Чтобы правильно определять их синтаксическую роль.)

V. Домашнее задание. § 36. Упр. 236. Дополнительно: подготовить сообщение о русских национальных праздниках. Рекомендуется пользоваться записанным в тетради планом, где указана логика сообщения: истоки праздника, подготовка, празднование, самое интересное из происходящего.






Для любых предложений по сайту: [email protected]