Слитное и раздельное написание приставок в наречиях, образованных от существительных и количественных числительных - Наречие - Морфология и орфография. Культура речи

Русский язык 7 класс - Поурочные разработки к учебнику М. Т. Баранова

Слитное и раздельное написание приставок в наречиях, образованных от существительных и количественных числительных - Наречие - Морфология и орфография. Культура речи

Цели: познакомить с правилами написания наречий, образованных от существительных и количественных числительных; учить грамотно писать эти наречия; совершенствовать умение строить монологическое высказывание на лингвистическую тему.

Личностные УУД. Воспитание уважительного отношения к сверстникам. Познавательные УУД. Анализ явлений. Извлечение информации. Коммуникативные УУД. Умение вступать в диалог и вести беседу.

Ход уроков

I. Проверка домашнего задания.

1. Фронтальный опрос:

— Как приставки и суффиксы влияют на написание наречий?

— Как пишутся наречия с повторяющимися корнями?

— Как отличить наречия от именных частей речи с предлогом, сходных по звучанию?

2. Упр. 279. Форма учебной деятельности — “Лингвистическая эстафета”.

II. Освоение нового материала.

1. Работа с таблицей “Слитное и раздельное написание наречий”.

Ученики слушают объяснение учителя; записывают в тетрадь примеры из таблицы; графически объясняют условия выбора орфограмм.

Слитно

Раздельно

Наречия, образованные от существительных

Если образованы от существительных, не употребляемых без предлогов в современном русском языке.

Вдребезги, исподтишка, наутёк

Если образованы от существительных с предлогами без, до, под, в, на, за, с.

Без ведома, до отказа, в старину, на бегу, за полночь

Если образованы от существительных с предлогом в и корнем -пол-.

Вполоборота, вполголоса, вполсилы

Если существительное, от которого образовано наречие, начинается с гласной, а предлог заканчивается на согласную.

В охапку, без устали, без оглядки

Если внутрь образованного слова не может быть вставлено определение без изменения смысла.

Наотрез, вприпрыжку, сплеча

Если образованы от сочетания двух существительных с предлогами.

В конце концов, бок о бок, из века в век

Наречия, образованные от прилагательных

Если образованы от кратких и полных прилагательных (кроме начинающихся с гласных).

Вплотную, вслепую

Если образованы от прилагательных, начинающихся с гласных.

В открытую

Наречия, образованные от собирательных количественных числительных

Если образованы от числительных с приставками в-, на-.

Вдвое, надвое, вдвоём

Если образованы от числительных с приставкой по-.

По двое, по пятеро, по семеро

Наречия, образованные от наречий

Донельзя, назавтра, покуда


Наречия в сравнительной степени

Получше, побольше, поярче


2. Слово учителя. Особую трудность при письме вызывают существительные с предлогом, способные переходить в наречия. Чаще всего эти слова имеют пространственное и временное значение. Приёмы разграничения их удобно показать на примерах.

■ 1) Вначале проверим домашнее задание. 2) Нужные сведения содержатся в начале книги. 3) Вдали блестел неясный огонёк. 4) В дали ржаного поля темнел лес. 5) Из вороньих гнёзд, черневших на верху дерева, выглядывали любопытные птенцы. 6) Кошка, сидевшая наверху, смотрела на мир со спокойствием сфинкса. 7) Всех денег ввек не заработаешь. 8) В век информации и высоких технологий приходится много учиться.

Для разграничения наречий и существительных с предлогом нужно учитывать контекст предложения. Наречия зависят от глаголов, причастий, деепричастий, но сами не имеют зависимых слов. Чтобы убедиться в том, что слово является наречием, можно попробовать заменить его близким по смыслу синонимом: вначале (сразу, сперва), вдали (далеко), ввек (никогда), наутро (утром). Именные части речи с предлогом обязательно имеют зависимые слова: в начале (чего?) книги; в дали (чего?) поля; на верху (чего?) дерева; в век (какой?) информации и высоких технологий; на утро (какое?) солнечное и влажное.

Далее учитель даёт задание выписать из предложений словосочетания с наречиями и существительными-омофонами.

III. Активизация и закрепление изученного.

1. Наблюдение над лингвистическим материалом. Читают предложения, находят наречия, называют условия выбора орфограммы.

■ 1) Где больше двух, там говорят вслух. 2) Вперёд горя не ищут. 3) Спасибо тому, кто поит и кормит, а вдвое тому, кто хлеб-соль помнит. 4) Всякий человек вперёд смотрит. 5) Грозит мышь кошке, да издалека. 6) Работай с налёту до седьмого поту. 7) За морем светло, а у нас посветлее будет. 8) На чужой стороне родина милей вдвойне. 9) Скажет вдоль, а сделает поперёк. 10) Хорошая работа ввек не умрёт. (Пословицы и поговорки)

2. Работа с учебником. Упр. 281. Комментированное письмо. Далее словарная работа. Со словами из рамок составляются предложения. Упр. 285. У доски по цепочке. Каждый записывает по два сочетания слов, объясняет написание наречий.

3. Задание по словообразованию. Образовать как можно больше наречий от существительных: (на-; с-, -у; на-, -у)верх, (в; с-, -у; по-, -у)низ, (на-; в-; с-, -и)перёд, (в-, -и; из-, -и)даль, (с-, -а; в-, -е)начало, (на-, -и; в-)век. Первые слова под руководством учителя, затем самостоятельно с последующей проверкой. Если уровень подготовленности класса высок, то словообразовательные морфемы можно не указывать.

4. Объяснительный диктант.

■ 1) Голубь взвился метров на сто вверх и сделал два круга над местом нашей засады, определяя нужное направление. 2) Пёстрый ястреб налетел неожиданно из-за холма и нацелился схватить голубя сверху, но “почтарь”, вовремя заметя врага, юркнул в глушь леса. 3) Фашисты немедленно вскинули автоматы и застрочили вслед раненому голубю. 4) Дежурный на голубиной станции заметил птицу, неровно летящую в вышине вечернего леса. 5) Голубь, доставивший сообщение, привязанное к лапе, кувырнулся вниз на землю. Тяжелораненая птица была всё ещё жива. (По В. Великанову)

5. Самостоятельная работа. Упр. 286.

IV. Подведение итогов урока. Тестовые задания.

1. В каких рядах все наречия пишутся слитно?

а) (в)перёд горя не ищут; (в)перёдсмотрящий; видеть (на)перёд

б) (в)век не забуду; (во)веки не сделать; упрятать (на)вечно в темницу

в) стоял и (в)даль глядел; пропал (в)дали туманной; виднелся (в)далеке

г) разросся (в)ширь; вклинивается (в)ширь поля; раскрыть (по)шире

2. В каких рядах все наречия пишутся раздельно?

а) (без)удержу; (без)устали; (в)упор; (в)обрез

б) рубить (с)плеча; сказать (с)горяча; (в)миг понять; запасти (в)прок

в) (с)налёту; (с)разбега; (с)размаху; (до)смерти

г) (на)миг; (на)скаку; (на)глазок; (под)силу

V. Домашнее задание. Урок 85. Выучить материал таблицы “Слитное и раздельное написание наречий”. Упр. 282. Урок 86. Упр. 283. Подготовиться к словарному диктанту по разделу “Наречие”.






Для любых предложений по сайту: [email protected]