Сочинительные союзы - Союз - Морфология и орфография. Культура речи

Русский язык 7 класс - Поурочные разработки к учебнику М. Т. Баранова

Сочинительные союзы - Союз - Морфология и орфография. Культура речи

Цели: углубить знания о сочинительных союзах; познакомить с группами сочинительных союзов; совершенствовать орфографические и пунктуационные навыки.

Личностные УУД. Воспитание уважительного отношения к окружающим. Воспитание внимания к художественному слову. Познавательные УУД. Анализ языковых явлений. Построение речевого высказывания. Коммуникативные УУД. Способность эффективно взаимодействовать в процессе учебной деятельности с учителем и сверстниками.

Ход урока

I. Проверка домашнего задания. Упр. 366. Игра “Эксперт”. Задания для учащихся.

1) Построить на доске схемы сложных предложений.

2) Назвать сложносочинённые предложения, объяснить постановку знаков препинания в этих предложениях.

3) Назвать сложноподчинённые предложения, объяснить постановку знаков препинания в этих предложениях.

II. Освоение нового материала. Из § 62 узнают о значениях сочинительных союзов.

1. Слово учителя. В сложносочинённых предложениях с соединительными союзами перечисляются явления, которые происходят одновременно, или явления, которые следуют друг за другом. В сложносочинённых предложениях с разделительными союзами указывается на чередование явлений или на возможность одного из них. В сложносочинённых предложениях с противительными союзами отмечается противопоставление одного явления другому.

2. Наблюдение над лингвистическим материалом. От учащихся требуется указать значения ССП.

1) Утром моросил дождь, а вечером выпал первый снег. (Противопоставление явлений.)

2) Ослепительно сверкала усмешка, и озорно лучились глаза. (Перечисление явлений, которые происходят одновременно.)

3) Мы окружили его, и игра завязалась. (Перечисление явлений, следующих одно за другим.)

4) То падал туман, то припускал косой крупный дождь. (Указание на чередование явлений.)

5) Стоят брошенные сани, да навалена куча хвороста. (Перечисление явлений.)

6) Он хотел было что-то возразить, да сжал губы. (Противопоставление одного явления другому.)

III. Активизация и закрепление изученного.

Работа по распечаткам. Получают задание подчеркнуть грамматические основы предложений и обвести овалом сочинительные союзы. Указать, к какой группе по значению они относятся. Расставить недостающие знаки препинания, обозначить условия их выбора. Составить схемы предложений.

■ 1) Заиграл рожок, и деревенское стадо потянулось мимо барского двора. (А. Пушкин) 2) Я просыпаюсь рано, а солнце уже гуляет по комнате. (И. Шмелёв) 3) Повернулся кдверям, да Рязанцев удержал. (В. Короленко) 4) Учение и обед делали дни очень интересными, вечера же проходили скучновато. (А. Чехов) 5) Ночь была полна глубокой тишиной, и темнота её казалась бархатной и тёплой. (А. Куприн) 6) То с ножки милой увязнет мокрый башмачок, / То выронит она платок. (А. Пушкин) 7) После обеда явилось солнце, и до вечера было прекрасно. (М. Пришвин) 8) Искусство — это праздник, и большой художник должен уметь в жизни увидеть всё здоровое, радостное, светлое. (В. Некрасов)

IV. Работа с учебником. Упр. 368. Комментированное письмо. Упр. 371. Устный разбор с последующей записью.

V. Домашнее задание. § 62. Упр. 370.






Для любых предложений по сайту: [email protected]