Подчинительные союзы - Союз - Морфология и орфография. Культура речи

Русский язык 7 класс - Поурочные разработки к учебнику М. Т. Баранова

Подчинительные союзы - Союз - Морфология и орфография. Культура речи

Цели: познакомить с подчинительными союзами, разными по значению; учить определять значение подчинительных союзов; отличать союзы от похожих слов других частей речи.

Личностные УУД. Воспитание уважительного отношения к окружающим. Воспитание внимания к художественному слову. Познавательные УУД. Анализ явлений. Извлечение информации. Коммуникативные УУД. Способность эффективно взаимодействовать в процессе учебной деятельности с учителем и сверстниками.

Ход урока

I. Проверка домашнего задания. Упр. 370 (текст записывается по памяти).

II. Синтаксический разбор. Надо записать предложение под диктовку и выполнить полный синтаксический разбор. Один ученик работает на доске.

Мартовское солнце светило ярко, и сквозь оконные стёкла падали на стол горячие лучи. (А. Чехов)

III. Освоение нового материала. Чтение и анализ § 63. Беседа по вопросам:

— Как называются предложения, в которых одна часть главная, а другая придаточная, присоединённая подчинительным союзом?

— Какие слова, являющиеся частью составных союзов, могут принадлежать к другим частям речи? (Ввиду — предлог; благодаря — деепричастие, предлог; вследствие — предлог; скоро, едва — наречия.)

— В состав какой части сложноподчинённого предложения входит союз? (В состав придаточной части.)

IV. Активизация и закрепление изученного.

1. Работа по распечаткам. Получают задание подчеркнуть грамматические основы предложений и обвести овалом подчинительные союзы. Установить их значение. Графически объяснить постановку знаков препинания.

■ 1) Он чувствовал, что будущее зависит теперь от него самого. (В. Ходасевич) 2) Так как дамы на мазурку у меня не было, я сидел за высоким креслом бабушки и наблюдал. (Л. Толстой) 3) Для того чтобы написать эти очерки, я ездил в Астраханскую степь на Эмбу. (К. Паустовский) 4) Все возы, потому что на них лежали большие тюки с шерстью, казались очень высокими и пухлыми. (А. Чехов) 5) Когда Ассоль исполнилось восемь лет, отец выучил её читать и писать. (А. Грин) 6) Мы знали, что Петька принёс всего двух карасей, но молчали. (К. Паустовский) 7) Ежедневно, вставши с постели часов в одиннадцать, Ольга Ивановна играла на рояле или же, если было солнце, писала что-нибудь масляными красками. (А. Чехов)

Подводя итог, учитель подчёркивает, что придаточная часть сложноподчинённого предложения может располагаться перед, после или в середине главной.

2. Работа с учебником. Упр. 378. Комментированное письмо. Следует обратить внимание ребят на предложение 3, в котором придаточная часть располагается внутри главной. В предложении 4 союз как является не сравнительным, а изъяснительным. Упр. 379. Самостоятельная работа с последующей проверкой.

V. Домашнее задание. § 63. Упр. 380, 381.






Для любых предложений по сайту: [email protected]