Русский язык 7 класс - Поурочные разработки к учебнику М. Т. Баранова
Сочинение-рассуждение Книга в современном мире - Союз - Морфология и орфография. Культура речи
Цели: совершенствовать умение писать сочинение-рассуждение; учить составлять опорные записи для написания сочинения.
Личностные УУД. Формирование осознанного отношения к явлениям современной культуры. Воспитание уважительного отношения к книге. Познавательные УУД. Построение речевого высказывания в устной и письменной форме. Коммуникативные УУД. Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.
Ход урока
I. Мотивационное начало урока. Слово учителя. Современные издательства выпускают книги, разнообразные по содержанию и оформлению. Рассказывается о старейших книжных магазинах России; отмечается, что со временем эти книжные магазины превратились в своеобразные культурные центры, где проходят мастер-классы, фестивали, встречи с писателями и т. п. Таким образом, книга способна объединять людей; в современном обществе жив интерес к чтению и к личности человека, пишущего книгу.
II. Обмен впечатлениями от знакомства с книгой. Работа в группах. На столах у школьников лежат книги, изданные по-разному, — подарочные издания; карманные книжки; книги из серии...; книги, недавно вышедшие и с ещё пахнущими страницами; с глянцевыми или желтоватыми, шершавыми листами. Книги принесены из дома учителем и учащимися. Одна книга выдаётся группе из 4—6 человек. Группы получают задание составить телерепортаж об одном экспонате с книжной выставки; пользуются вопросным планом.
— Как называется книга? О чём она? Каков жанр?
— Чем привлекательно оформление книги? Какова обложка, страницы, шрифт? Есть ли иллюстрации?
— Можно ли взять такое издание в дорогу?
— На какой круг читателей рассчитана книга?
III. Орфографическая разминка. Учащиеся получают задание вставить пропущенные буквы. Один ученик работает на доске.
Тип..графский ар..мат; привлекательная ..бложка; оригинальное оформление; инт..ресный д..зайн; белоснежные глянц..вые стр..ницы; ш..ршавая желт..ватая бумага; карма..ное издание; взять (с)собой в дорогу; прослуша..ная аудиокнига; увл..кательный сюжет; созвучна переж..ваниям; поч..рпнуть нужные сведения; узнать из а..нотации; книга люб..пытного сод..ржания.
* Аннотация — краткая характеристика книги, статьи и т. п., излагающая их содержание и дающая иногда их оценку.
IV. Работа с текстом “Книга в современном мире”.
Ребята читают текст, определяют его тему и основную мысль.
Книга в современном мире
■ (1) За свою многовековую историю книга пережила несколько этапов развития. (2) Смена этапов связана с изобретением новых материалов. (3) Сначала это был папирус, затем пергамент и, наконец, бумага. (4) Новшеством нашего времени стали электронные книги и электронные библиотеки. (5) Крупнейшей в русскоязычном Интернете является библиотека Максима Мошкова (www.lib.ru), основанная в 1994 году. (6) Её фонд постоянно пополняется за счёт отсканированных книг, присылаемых читателями.
(7) Однако и традиционная книга продолжает жить, создавая вокруг себя особую атмосферу. (8) Книгу просто приятно взять в руки, если обложка и иллюстрации выполнены со вкусом. (9) Аромат переплёта и шелест недавно отпечатанных страниц обладают неповторимой прелестью. (10) К тому же образ человека, читающего книгу, — это классика, а она всегда в моде.
(11) Современный стиль жизни (где у каждого ежеминутно звонит мобильный телефон, где царит Интернет, где общаются через социальные сети) неизбежно порождает постоянную спешку, неумение слушать и слышать другого, неприятие серьёзных тем. (12) Книга помогает остановить стремительный бег времени, внимательно выслушать собеседника-писателя, подумать.
(13) Не может ли случиться, что однажды из нашей жизни исчезнет удивительный культурный феномен под названием “книга”? (14) Или же книга всегда будет с нами?.. (По материалам Интернета)
V. Тестовые задания (на основе прочитанного текста).
Вариант 1.
1. Из первого абзаца текста выпишите слово со значением “что- либо новое, вновь созданное”.
2. Из предложений 4—6 выпишите слова, написание которых определяется правилом “Две буквы н пишутся в суффиксах полных причастий, образованных от глаголов совершенного вида”.
3. Среди предложений 7—10 найдите предложение с деепричастным оборотом. Напишите номер этого предложения.
4. Выпишите грамматическую основу из предложения 2.
5. Среди предложений 11 —13 найдите сложноподчинённое. Напишите номер этого предложения. Укажите значение подчинительного союза.
Вариант 2.
1. Из первого абзаца текста выпишите слова, называющие древние материалы для письма.
2. Среди предложений 1—5 найдите предложение, содержащее причастный оборот. Напишите номер этого предложения.
3. Из предложений 7—9 выпишите слово, правописание которого определяется правилом “Одна буква н пишется в суффиксах кратких страдательных причастий”.
4. Среди предложений 6—10 найдите сложносочинённое. Напишите номер этого предложения. Укажите значение сочинительного союза.
5. Из предложения 14 выпишите грамматическую основу.
VI. Подготовка к сочинению-рассуждению. Высказывают своё мнение по проблеме: “А может ли случиться, что однажды из нашей жизни исчезнет такой культурный феномен, как книга? Или же книга всегда будет с нами?..” Ученики составляют план сочинения-рассуждения.
Примерный план и возможные направления рассуждений.
Тезис. Я думаю, что книга занимает особое место в современном мире и всегда будет с нами.
Аргументы.
1. Современный этап развития книги — электронный. (Опорные выражения: прослушать аудиокнигу; пользоваться особым видом компьютера — электронной книгой; обнаружить в электронной библиотеке.)
2. Общение с книгой — это событие. (Опорные выражения: оценить оформление; получить эстетическое удовольствие; удивиться оригинальному дизайну; выписать понравившиеся мысли.)
3. Чтение помогает остановить бег времени. (Опорные выражения: выслушать автора; отдохнуть с книгой; побыть наедине со своими мыслями, переживаниями; познать и услышать самих себя.)
4. Чтение всегда в моде. (Опорные выражения: обогатить свой внутренний мир; стать интересным собеседником; стать индивидуальностью.)
Вывод. Книга является частью современного мира, нужна и интересна человеку во все времена. Она изменяется, а значит, продолжает жить.
VII. Написание сочинения.