Уроки Русского языка в 8 классе поурочные планы
ПРЕДЛОЖЕНИЕ
Цели:
1. Закрепление умения орфоэпически правильного употребления терминов
2. Формирование умения характеризовать предложение.
Оборудование, наглядность: раздаточный материал.
Оформление записей на доске и в тетради, постановка целей урока.
Ход урока
I. Лингвистическая разминка.
1. Учитель: Неправильный перенос по нормам оценок не считается орфографической ошибкой, но сразу выявляет не очень грамотного человека. Проверьте себя, выберите вариант, где слова для переноса разделены правильно:
а) кос-мос;
б) кос-мо-на-вт;
в) съе-зд;
г) алый;
д) охот-ник;
е) ра-спи-сать;
ж) рас-сы-пать,
(Правильно разделены для переноса слова под буквами а), д), ж).)
Учитель: Запишите правильный вариант переноса для других слов. Какие слова переносить нельзя? (Съезд, алый.)
2. Учитель: Не очень грамотного человека также «выдают» орфоэпические ошибки. Задание: выберите варианты, где ударение стоит правильно. К предложенным словам нужно добавить те, в которых ошибались (см. урок 6).
а) дефис; б) ободрить; в) пломбировать; г) феномен; д) ходатайство; е) экспёрт; ж) яслей.
(Все варианты правильные.)
Можно предложить учащимся проверить себя по орфоэпическому словарику на с. 245-247.
II. Проверка домашнего задания.
Учитель: Найдите неправильное утверждение в характеристике предложения Мы возьмём с собой мечту!
а) утвердительное; б) побудительное; в) невосклицательное; г) простое, д) двусоставное; е) распространенное; ж) полное.
(Неправильные варианты б), в).)
III. Изучение нового материала и актуализация знаний.
1. Выразительное чтение стихотворных отрывков и синтаксический анализ предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске. Упр. 43.
2. Упр. 45 устно - выразительное чтение, охарактеризовать предложение
IV. Закрепление изученного.
1. Синтаксический анализ предложения и определение синтаксической роли слов в предложении: На освещённых солнцем полянах краснеют гроздья рябины.
2. Работа в парах на листах раздаточного материала.
Задание: охарактеризовать предложения. Предложения разделить на два варианта.
Работу надо организовать так, чтобы учащиеся могли помочь друг другу, или, работая индивидуально, могли обратиться за помощью к учителю.
Другой вариант выполнения задания: найдите среди предложений то, которое характеризуется так: утвердительное, побудительное, невосклицательное, простое, распространенное, односоставное. (№ 9.)
1) Что здесь произошло?
2) Ландыши ядовиты.
3) Наиболее ценна чёрная смородина.
4) Дорогой друг, почему вы не писали?
5) Стебель длинный, узловатый, высотой 30-40 см.
6) Мы долго шли по следам Робинзона Крузо, догоняли его, а частенько и перегоняли.
7) Путешествие в зимний лес - это путешествие в сказочное царство.
8) Пусть будет свет!
9) Возьми с собой гитару.
10) Утро.
V. Орфографический повтор.
Запишите слова, обращая внимание на орфографию:
золочённые осенью листья, увидел, дремлют притихшие сады, блестят в голубой лазури, багряный, багровый, бордовый, лиловый цвета, увядание природы, желтолистая река, заворожённые, невиданные.
Учитель: Текст на какую тему можно создать, используя данные слова? (Об осени.) Тип речи? (Описание.) Есть ли слова, употреблённые в переносном значении? Как называются эти средства выразительности? (Эпитет - заворожённые, олицетворение - дремлют сады, метафора - желтолистая река.)
Задание: написать свою миниатюру, используя данные слова и словосочетания в предложениях разных типов (см. таблицу на с. 25), или отдельные предложения.
VI. Домашнее задание:
упр. 46, 47 (кроме фонетической транскрипции), § 8 прочитать, карандашом выполнить упр. 51.