УПОТРЕБЛЕНИЕ СЛОВОСОЧЕТАНИЙ В РЕЧИ

Уроки Русского языка в 8 классе поурочные планы

УПОТРЕБЛЕНИЕ СЛОВОСОЧЕТАНИЙ В РЕЧИ

Цели:

1. Закрепление умения вычленять словосочетания из предложения, характеризовать их.

2. Формирование умения правильного словоупотребления.

Оборудование, наглядность: схема «Виды связи в словосочетаниях», раздаточный материал

Оформление записей, постановка целей урока.

Ход урока

I. Проверка домашнего задания.

1. Беседа-опрос.

Учитель: Какие знания вам понадобились при выполнении домашнего задания? Расскажите, как выделяли словосочетания, как определяли вид связи (то есть алгоритм работы).

Помощь тех, кто справился с заданием к упр. 35, тем, у кого возникли трудности.

2. Упр. 38. Выразительно прочитать, по заданию назвать словосочетания, охарактеризовать их. Орфоэпическое звучание слов «спица» и «спится» - одинаковое звучание существительного и глагола. Составьте с ними словосочетания разных видов, например, хорошо спится (примыкание), спица для вязания (управление), тонкая спица (согласование).


II. Контроль усвоения.

1. Тест.

Задание: выберите правильный вариант.

1) В этом словосочетании главным словом является:

1-й вариант


2-й вариант

2) Эти словосочетания синонимичны по значению:

1-й вариант: а) горный воздух; б) берег моря; в) влажный от тумана; г) воздух гор; д) морские берега, е) туманные дали.

2-й вариант: а) речной залив; б) замочная скважина; в) заливать берег; г) залив реки; д) скважина замочка; с) береговой залив.


3) В этом предложении слова, составляющие словосочетание, связаны способом согласования:

1-й вариант

а) Росинки падают неловкие.

б) Пронзительные птичьи голоса умолкли.

в) Зима в городах неказиста.

г) Как пышно и грозно пылают куртины!

2-й вариант

а) Заборы влажные блестят.

б) Готово шоссе для разбега.

в) Ночной небосвод раскалён и багров.

г) Трава чуть-чуть свистела.


4) В этом предложении слова, составляющие словосочетание, связаны способом управления:

1-й вариант

а) Не шелохнётся речки гладь.

б) Облетают последние листья.

в) Рябина мокнет у забора.

г) По листкам и вдоль стебля осели гарь и грязь.

2-й вариант

а) Дорога скрипит под ногами.

б) Смолкли птичьи разговоры.

в) За лесом пушки грохотали.

г) Вперёд время устремилось.


5) В этом предложении слова, составляющие словосочетание, связаны способом примыкания:

1-й вариант

г) Дождём промыт дубняк.

б) Пусть в дом врывается гроза!

в) В садах судачили грачи.

г) Где-то грохот слышался вдали

2-й вариант

а) Дрожат на люстрах огоньки.

б) Пусть солдаты немного поспят.

в) Кружится около ног лиса.

г) И вдруг загремели тучи.


Правильные ответы:

1-й вариант:

1) б, г, е, ж, и, л, н, п, с;

2) а и г;

3) а, б;

4) а, в, г;

5) г.

2-й вариант:

1) б, г, д, з, и, л, н, п, с;

2) а и г;

3) а, в;

4) а, в;

5) б, г.


III. Актуализация знаний.

Нормы словоупотребления.

Задание:

1. Употребите, где нужно, предлог, чтобы получилось словосочетание ругать, беспечность («за»), оплатить, квартира (не надо предлога), радоваться, успехи (нет предлога), не откликнулся, зов («на»), вдуматься, вопрос («в»), * превосходство, противник («над»).

2. Поставьте существительное в нужный падеж:

вопреки (угроза - угрозе), согласно (предписание - предписанию), благодаря (решение - решению), по (прибытие - прибытии) домой, по (окончание - окончании), чуждый (музыка - мушке).

3. Самостоятельная работа или запись с комментированием, Упр. 37.


IV. Koнтроль усвоения темы.

Упр. 40.

1-й вариант - 1-е предложение,

2-й вариант - 2-е предложение,

3-й вариант - 3-е предложение.

Задание: записать четверостишие, выписать все словосочетания, сделать синтаксический разбор. Образец на доске:

image6

Всего 9 словосочетаний.


V. Домашнее задание.

Упр. 40 (2 не сделанных в классе четверостишия) + задание 3, § 7 - изучить.






Для любых предложений по сайту: [email protected]