ОДНОСОСТАВНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ И ИХ УПОТРЕБЛЕНИЕ В РЕЧИ

Уроки Русского языка в 8 классе поурочные планы

ОДНОСОСТАВНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ И ИХ УПОТРЕБЛЕНИЕ В РЕЧИ

Цели:

1. Закрепление умения определять роль односоставных предложений в речи.

2. Диагностика умения различать одно- и двусоставные предложения.

3. Орфографический и пунктуационный повтор, формирование умения самопроверки.

Оборудование, наглядность: раздаточный материал.

Ход урока

I. Вступительная беседа.

Тест - одна из популярных форм проверки знаний, например, в Едином Государственном Экзамене часть А - тест, то есть надо выбрать правильный вариант из нескольких предложенных. Умение работать с тестом - важное умение. Если оговорено, что правильный ответ один, то целесообразно идти методом исключения. Обязательно надо внимательно читать вопрос-задание, следить, чтобы ответ был оформлен правильно. И помнить, что время работы ограничено, в сегодняшнем случае 15 минутами.


II. Контроль усвоения.

Тест

1. Укажите неверное утверждение.

A) Односоставное предложение может быть распространенным.

Б) Неполные предложения те, в которых пропущен главный член предложения.

B) Назывные предложения имеют один главный член предложения - подлежащее.

Г) В односоставном предложении второй член предложения не нужен для понимания смысла предложения.

2. Укажите верное утверждение.

Односоставное предложение - это предложение, в котором:

A) опущено подлежащее,

Б) опущено сказуемое,

B) нет второстепенных членов предложения,

Г) грамматическая основа состоит из одного главного члена предложения.

3. В неопределенно-личных предложениях сказуемое может быть выражено:

A) существительным в именительном падеже.

Б) глаголом в форме 1-го или 2-го лица.

B) глаголом в форме 3-го лица множественного числа в настоящем и будущем времени.

Г) глаголом-инфинитивом.

4. Это предложение обобщенно-личное.

A) Низкий дом с голубыми ставнями, не забыть мне тебя никогда.

Б) Иду не торопясь, любуюсь хорошей погодой.

B) Многое вспомнишь родное, далёкое,

Слушая рокот колёс непрестанный...

Г) Пахло нагретой землёй и мёдом.

5. В этом безличном предложении сообщается о состоянии природы.

A) Было душно. К придорожью мёдом веяло с грета.

Б) Страшно, что сил не хватит выдержать до утра

B) Кому-то не спится в прекрасном далеке.

Г) С той прелестной поры мне час от часу становилось лучше.

6. Это назывное предложение имеет указательное значение.

А) Вот мельница. Она уж развалилась.

Б) Вот старый глухарь с облинялым крылом

В кусту завозился.

В) Вот капля как шляпка гвоздя,

Упала - и, сотнями игол

Затоны прудов бороздя,

Сверкающий дождик запрыгал.

Г) Вот и домик виден на горе высокой.

7. Это предложение неполное, на месте отсутствующего члена предложения надо поставить тире.

A) Один рекомендует спорт, другой поехать на курорт, а третий соблюдать диету.

Б) Сквозь полукруглые окна видим сад, заваленный снегом.

B) Угар и плесень позади.

8. В каком варианте неправильно поставлены знаки препинания?

A) После ливня - ни грозы, ни ветерка.

Б) Летом светает рано, зимой - поздно.

B) Вся жизнь день радости и счастья.

Г) Люблю твой строгий, стройный вид.

9. В составе какого сложного предложения есть простое безличное?

A) Уже смеркалось, и мы зажгли свет.

Б) Прочитайте Гоголя, и вы почувствуете в нём сатирика.

B) Ещё мгновение, и лодка вошла под своды деревьев.

Г) Еще молчаливы леса, и шум города сюда не доходит.

10. Укажите, какая схема соответствует предложению «Мне было жутко в холодном осеннем лесу, и я поспешил домой».

A) [двусоставное], и [двусоставное].

Б) [определенно-личное], и [двусоставное].

B) [безличное], и [безличное].

Г) [безличное], и [двусоставное].

Правильные ответы разбираются и ставятся вместе с учащимися.


III. Диктант «Проверяю себя».

Возможны варианты проверки.

1) После записи предложений учитель может прокомментировать трудные случаи орфографии или пунктуации.

2) Запись на доске предложений после того, как они продиктованы классу, потом проверка.

Старый Валаам

Начинает светать. Вот высокий темно-зеленый остров. Пеной кипит вокруг него озеро-море. Видно проливы, камни, леса. Древностью веет от тёмных камней и лесов. Из-за скалистого мыса открылся Монастырский пролив. Слева - каменный островок. На нём молочно- белая церковка, крест гранитный, позади темнеющий бор. Это Никольский скит. Он бодрствует на водах, благословляя входящих, указывая путь.

Воздух на острове смолистый, вязкий. Небо дождливое, на всем сероватая пена ненастья. Но па душе благодатно.

Задание: определить основы, вид предложений.


IV. Домашнее задание:

сочинение-миниатюра, зарисовка «Гляжу в окно», использовать односоставные предложения разных видов. Можно порекомендовать включить в сочинение описание состояния природы и человека. Упр. 148 выполняется карандашом.






Для любых предложений по сайту: [email protected]