Уроки Русского языка в 8 классе поурочные планы
ОБОБЩАЮЩИЕ СЛОВА ПРИ ОДНОРОДНЫХ ЧЛЕНАХ ПРЕДЛОЖЕНИЯ - Урок 2
Цели:
1. Закрепление умения постановки знаков препинания при однородных членах предложения.
2. Закрепление умения конструировать предложения с однородными членами и использовать их в речи.
Оборудование, наглядность: индивидуальные конспекты.
Ход урока
I. Проверка домашнего задания.
Выразительное чтение упр. 181 - сначала объяснить, какие интонационные пометы сделаны.
На доске одновременно словосочетания из ЗСП-7, например: по-новому одеты - по новому пути, на счёт в банке - насчёт похода, в даль - вдаль глядеть. Продолжить со словами: (в)первые, в течени(е, и), в(низ).
II. Актуализация знаний.
1. Анализ синтаксических конструкций. Запись под диктовку и на доске (весь текст).
В своих стихах Пушкин не только упоминая цветы, но и старался раскрыть их душу. В Михайловском они повсюду: в лесах и полях, парках и садах. Цветы Михайловского в штат в себя синеву здешнего неба, Сороти, зелень лесов, деревьев, трав и все цвета небесной радуги, осенявшей эту землю испокон веков.
(По С. Гейченко)
Задание: определите в предложениях основы, найдите однородные члены, составьте схемы; проверьте постановку знаков препинания, особенно в последнем предложении - в нём нет обобщающего слова; что можно сделать, как изменить предложение, чтобы оно соответствовало схеме.
Учитель: Если сомневаетесь в правильности написания слова, спросите.
Ответить можно, напомнив правило или алгоритм рассуждения.
2. Конструирование предложений.
Задание: вставить в предложения обобщающие слова. Записать, проверить постановку знаков препинания по конспекту.
• Цветы могут рассказать о (многом) времени дня, о погоде, о состоянии окружающей среды.
• Я любил читать книги о природе, о красоте цветущих садов, лугов, парков (обо всём, окружающем меня).
• (Везде) на стенах, над дверью, у окна висели связки сухой травы.
III. Закрепление изученного.
Диктант «Проверяю себя».
Почти целый месяц продолжалась наивная, очаровательная сказка нашей любви. До сих пор вместе с прекрасным обликом Олеси живут в моей душе эти пылающие вечерние зори, эти росистые, благоухающие ландышем и мёдом утра, полные бодрой свежести и звонкого птичьего гама, эти жаркие июньские дни.
Ничто: ни скука, ни утомление, ни вечная страсть к бродячей жизни - не шевельнулось за это время в моей душе. Видеть Олесю ежедневно, слышать ее милый голос и звонкий смех, ощущать нежную прелесть её прикосновений - это стало необходимостью. Всякое занятие казалось мне скучным, лишним; всё моё существо стремилось в лес, к теплу, к свету, к милому привычному лицу Олеси.
(По А. Куприну)
IV. Домашнее задание:
упр. 182, принести прочитанные газеты.