Уроки Русского языка в 8 классе поурочные планы
РАЗВИТИЕ РЕЧИ СТАТЬЯ В ГАЗЕТУ. ПОНЯТИЕ О ЖАНРЕ, СТРОЕНИЕ ТЕКСТА
Цели:
1. Введение понятия о статье как о жанре.
2. Формирование умения работать с газетной статьёй.
3. Формирование умения анализировать статью.
Ход урока
I. Проверка домашнего задания.
Вопросы по упр. 182. Объявить, что общая отметка по теме «Однородные члены предложения» выставляется в журнал.
II. Изучение нового материала.
1. Изучение теоретического материала.
Используя материал § 42, с. 219-226, допишите концовку предложения с однородными членами: Газетная статья - жанр публицистики, при помощи которого (привлекается внимание к проблеме, объясняются причины явлений, обобщаются факты и при этом проявляется позиция автора).
2. Анализ статьи, упр. 373
Образец: В статье рассматривается вопрос о том, какими качествами должен обладать человек, которому предстоит развивать науку будущего, - это тема статьи. В тексте проявляется личная позиция автора: заинтересованность, доброжелательность, требовательность. Это помогает автору быть убедительным при раскрытии темы. Основная мысль - будущее закладывается сегодня, нужные качества для учёного воспитываются смолоду. Задача речи Н. Семёнова - заинтересовать юного читателя, убедить его, дав информацию.
Для того чтобы реализовать эту задачу, автор использует следующие языковые средства: прямые обращения к читателю (сегодняшние школьники, дорогие школьники, молодые путешественники в неведомое).
Эмоциональность придают вопросительные, восклицательные и побудительные предложения. Повторы возвращают читателя к сказанному, акцентируя его внимание на самом, по мнению автора, важном. Украшают текст, делая его более выразительным, и поясняют сказанное ряды однородных членов. Вводные конструкции придают тексту композиционную стройность.
Особенность текста - вопросно-ответное построение, создающее впечатление диалога автора и читателя.
Начинается статья с постановки проблемы, зачин оформлен в виде ряда вопросов, ответ на которые даётся в основной части. В заключение - вывод, обобщающий повтор сказанного.
III. Закрепление изученного.
Можно организовать групповую работу.
Задание: по образцу (упр. 373) чтение нескольких принесённых с собой газетных статей, выбор группой статьи для анализа.
IV. Домашнее задание:
упр. 374, задание 2, упр. 375.