ВВОДНЫЕ КОНСТРУКЦИИ

Уроки Русского языка в 8 классе поурочные планы

ВВОДНЫЕ КОНСТРУКЦИИ

Цели:

1. Формирование умения находить в тексте и определять роль вводных слов.

2. Закрепление умения ставить знаки препинания при вводных словах.

3. Орфографический и пунктуационный повтор.

Ход урока

I. Лингвистическая разминка.

Задание: комплексный анализ текста.

Стихотворение К. Бальмонта.

Быть может, вся природа -

Мозаика цветов?

Быть может, вся природа –

Различность голосов?

Быть может, вся природа –

Лишь числа и черты?

Быть может, вся природа –

Желанье красоты?

Задание:

1) Выразительное чтение.

Учитель: Какие синтаксические средства придают особую выразительность авторскому тексту? (Синтаксический параллелизм, одинаковый синтаксис (построение) 4 предложений: анафора (единоначалие) - вводные слова, метафоры (сравнение без сравнительного союза), вопросительность предложении.)

2) Учитель: К какой смысловой группе относятся вводные слова? В чём особенность их употребления в этом стихотворении?

3) Учитель: В чём фонетическая особенность слова вся? (Буквы «с», «я» - [с'а].) В чём морфемная особенность слова различность? (Нулевое окончание, «ь» не входит в окончание.)

Лексическое толкование слова мозаика. Орфографический анализ слова лишь (частица).


II. Проверка домашнего задания.

1. Упр. 212 - устно объяснить запятые при вводных словах, прочитать орфографическим чтением слова, где вставляли буквы или раскрывали скобки.

2. Учитель: Перечислите вводные слова из упр. 214. К какой группе они относятся? Докажите на примере любого предложения, что указанное слово вводное.


III. Актуализация знаний, анализ синтаксических конструкций.

1. Деловая игра «Я учитель».

Задание: найдите предложения, где неверно поставлены знаки препинания. Подчеркнутые запятые не стоят.

1) Сибирь, страна прозрачных рек, окрепла ты в борьбе.

2) Вам, бабушка, и вам, милые сестры, я привёз подарки.

3) К счастьюL невозможно привыкнуть (Запятая поставлена.)

4) Об этом портном, конечно, не следовало бы говорить.

Подчёркнутые запятые - в этих местах допустить ошибки. Объяснить, в чём ошибался ученик.

2. Учитель: Упр. 215 выполнять устно, проверьте себя по орфоэпическому словарику.

3. Запись под диктовку. Последнее предложение (4) предыдущего задания - из рассказа Н. Гоголя «Шинель».

Учитель: Попробуем без ошибок записать предложения из этого рассказа, в которых встретятся вводные слова. Как мы их будем узнавать?

Можно и нужно пользоваться таблицей на стр. 217-218 (чем быстрее дети выучат эти слова, тем легче будет их опознавать в тексте).

Не забывайте ставить запятые!

1) Нужно сказать, что Акакий Акакиевич изъяснялся большей частью предлогами, наречиями и, наконец, такими частицами, которые решительно не имеют никакого значения.

2) Словом, оказалось, что шинель была совершенна и как раз впору.

3) Если бы соразмерно его рвению давали ему награды, он, к изумлению своему, может быть, попал бы в статские советники.

4) Ни комнаты, ни вещей его после смерти не опечатывали, потому что, во-первых, не было наследников, а во-вторых, оставалось очень немного наследства.

Правильно произносить вводные слова просто необходимо!


IV. Закрепление знаний.

1. Выборочный объяснительный диктант. На доске схемы.

Задание: запишите предложения, поставьте запятые, найдите соответствующие схемы, проверьте себя.

• Мы, по его мнению, неплохо потрудились, и он, к нашей радости, объявил привал,

• Пожар в лесу, по словам очевидцев, страшное зрелище,

• Дождь, как мне показалось, не только не утихает, но и усиливается.

• Подморозило, и, как утверждают старожилы, к утру болотца покроются льдом.

Учитель: Если вводные слова, так же, как и другие обособленные конструкции, выделить из предложения и прочитать его без них, грамматическая связь слов останется неизменной, немного изменится смысл. А знаки препинания? (Исчезнут запятые, выделяющие вводное слово.)

Задание: запишите 2-е предложение без вводного слова, проверьте пунктуацию:

Пожар в лесу - страшное зрелище.

Объясните графически.

2) Анализ синтаксических конструкции. Изучение информации «Возьмите на заметку» на с. 131. Упр. 217 - одно предложение устно: объяснить, в какой ситуации есть вводное слово, в какой нет?

Самостоятельно по вариантам: 1-й вариант - 2, 3; 2-й вариант - 4, 5.


V. Домашнее задание:

упр. 218 по заданию. 216 - творческое задание или 219 с любыми пятью словами.






Для любых предложений по сайту: [email protected]