ВВОДНЫЕ СЛОВА И ОМОНИМИЧНЫЕ КОНСТРУКЦИИ

Уроки Русского языка в 8 классе поурочные планы

ВВОДНЫЕ СЛОВА И ОМОНИМИЧНЫЕ КОНСТРУКЦИИ

Цели:

1. Закрепление умения различать синтаксическую роль омонимичных слов.

2. Пунктуационный контроль.

Ход урока

I. Проверка домашнего задания.

Упр. 219 - записать 2-3 примера на доске, графически объяснить.

Одновременно чтение своих предложений или текста по упр. 216 (по картине К. Брюллова «Всадница»).


II. Изучение нового материала.

1. Изучение особенностей употребления слов наконец, однако, значит. Заполнение таблицы.


Слово

Является вводным

Не является вводным

Наконец

В значении и ещё, указывает на связь мыслей

В значении наконец-то, под конец, напоследок, после всего

Однако

В середине или в конце простого предложения, в том числе в составе сложного.

Если начинает вторую часть сложного предложения, по смыслу =но; в начале простого.

Значит

В значении следствия, стало быть.

Равно по значению означает.


2. Исследование синтаксических конструкций.

Задание: сопоставьте значение слов, которые могут быть вводными, по таблице, объясните наличие или отсутствие запятой.

• К вечеру, однако, ветер утих. (Однако = к сожалению, то есть другое вводное слово.)

• Весь день бушевал ветер, однако к вечеру утих. (Однако - союз, можно заменить союзом но.)

3. Определите пунктуацию в предложениях. Запишите под диктовку.

• Мы не надеялись никогда больше встретиться, однако (= но) встретились.

• Жара и усталость взяли, однако, (= к сожалению) свое, и я заснул мёртвым сном.

• Это видно из предыдущей главы.

• Предположения, видно, не оправдаются.

Проверка.

4. Изучение теоретического материала «Возьмите на заметку» на с. 133.


III. Закрепление изученного.

1. Упр. 221 (2-е, 3-е, 6-е - письменно; 1-е, 4-е, 5-е - устно).

2. Диктант «Проверяю себя» из рассказа «Льгов» И. Тургенева.

Мы плыли медленно. Наконец мы добрались до тростников. Утки шумно поднимались с пруда, испуганные нашим неожиданным появлением. Всех подстреленных уток мы, конечно, не достали.

Владимир, к великому утешению Ермолая, стрелял вовсе не отлично. Ермолай, с моей точки зрения, стрелял победоносно.

В пылу перестрелки мы не обратили внимания на состояние нашего судёнышка. От резкого движения Ермолая оно наклонилось, зачерпнулось и, к нашему изумлению, торжественно пошло на дно. К счастью, не на глубоком месте Через мгновение мы стояли по горло в воде.

Теперь я без хохота вспомнить не могу испуганных лиц моих товарищей, вероятно, и моё лицо не отличалось румянцем, однако в ту минуту, признаюсь, мне и в голову не пришло смеяться.


IV. Домашнее задание:

упр. 220, 225, составить тест по теме «Обращения и вводные слова».






Для любых предложений по сайту: [email protected]