Уроки Русского языка в 8 классе поурочные планы
ОБОСОБЛЕНИЕ ОБСТОЯТЕЛЬСТВ, ВЫРАЖЕННЫХ ДЕЕПРИЧАСТНЫМИ ОБОРОТАМИ И ОДИНОЧНЫМИ ДЕЕПРИЧАСТИЯМИ
Цели:
1. Закрепление умения обособлять обстоятельства.
2. Формирование умения различать одиночные деепричастия и наречия, похожие по форме.
3. Орфографический повтор.
Ход урока
I. Орфографическая разминка.
Найдите строчку, в которой во всех словах пропущена буква «е».
1) строишь, стелешь, винегрет, ненавидел;
2) увидев, борется, о Дарье, удостоенный;
3) посмотрит, сочетание, понимание, в тетради;
4) дезертир, бреется, землетрясение, зимним днём.
Найдите среди слов деепричастие, объясните написание суффикса. Придумайте к деепричастию зависимое слово, например, увидев ее ослепительную улыбку. Составьте предложение, поставьте знаки препинания.
II. Актуализация знаний.
1. Изучение теоретического материала на стр. 164 (2).
2. Конструирование предложений с обстоятельствами, выраженными существительными с предлогами.
Учитель: Обратите внимание на написание предлогов. Придумайте и запишите два-три предложения, поставьте знаки препинания. Например,
• Мы пошли в поход, несмотря на непогоду.
• Согласно распоряжению директора, в школе организован День здоровья.
Обратите внимание на падеж существительного с предлогами согласно, благодаря, вопреки.
• Ввиду быстрого таяния снегов возникла угроза затопления низменных мест.
3. Упр. 285 выполняется с карандашом, проверка.
III. Проверка домашнего задания.
Упр. 288 - орфографический и пунктуационный анализ. Читающим (2-3 ученикам) учитель ставит отметку, остальные осуществляют самоконтроль.
Упр. 289 - прочитать задание. Это домашнее задание.
Учитель: В чём особенность предложений, которые будут составлены? (В них надо обособить обстоятельства, выраженные деепричастным оборотом, то есть их нужно выделить запятыми с двух сторон.)
IV. Актуализация знаний.
1. Упр. 294
Учитель: Прочитайте задание к упражнению, В чём особенность предложений? В них одиночные деепричастия, которые не всегда обособляются, поэтому нужно прочитать информацию «Возьмите на заметку» на с. 171 (1).
Определите номера предложений, где, по вашему мнению, есть обособленные обстоятельства, и номера предложений с необособленными обстоятельствами.
Проверьте себя: обособленные одиночные деепричастия есть в предложениях 1, 2, 3, 6, 8, 10. Необособленные одиночные деепричастия - в предложениях 4, 5, 7, 9.
Одиночные деепричастия иногда теряют глагольные признаки и переходят в наречия, при этом они отвечают только на вопрос как?, утрачивая возможность отвечать на вопрос деепричастия что делая при этом?. Кроме того, отличить одиночное деепричастие от наречия помогает интонация. Перед наречием и после него паузы обычно нет, а после одиночного деепричастия, как правило, соблюдается.
Прочитайте предложения, в которых ошиблись с запятыми, вслух.
2. Запишите по два предложения с обособлением и без него; обратите внимание, что в предложении могут быть другие знаки препинания (в предложениях 1, 4, 5, 9).
V. Диагностика усвоения.
Упр. 296 - только запись в соответствии с нормами пунктуации.
Учитель: Из какого произведения отрывок? («Дубровский» А. Пушкина.)
VI. Домашнее задание:
упр. 289; карандашом упр. 292.