Односоставные предложения (повторение и систематизация)

Русский язык - Конспекты уроков для учителя 8 класс

Односоставные предложения (повторение и систематизация)

Ход урока

1. Мобилизующий этап

Запись на доске:

Месяц, грозы, не разминуться, сердцем, боюсь, сентябрь, чувствуют, здесь, причастность.

Учитель. Прочитайте запись на доске. Объедините слова с одинаковой орфограммой так, чтобы получились предложения.

Учащиеся выполняют задание сначала в устной форме, затем — в письменной. Выделяют орфограммы. Повторяют правила. Ожидаемый вариант: Сентябрь месяц. Боюсь грозы. Сердцем чувствуют причастность. Здесь не разминуться.


2. Определение темы и цели урока

Учитель. Найдите главный общий признак этих предложений и сформулируйте тему сегодняшнего урока.

Все эти предложения односоставные. Значит, тема сегодняшнего урока: Односоставные предложения.

Тему урока учитель записывает на доске.

Учитель. Отталкиваясь от темы урока и учитывая, что весь учебный материал по ней изучен, поставьте цель урока.

Цель урока: повторить и систематизировать изученный материал об односоставных предложениях; учиться различать их виды.


3. Повторение изученного

Учащиеся делятся на три группы. Каждая группа должна составить рассказ по теме урока и соответствующую рассказу схему.

Возможный вариант схемы:



4. Тренировочные упражнения

Упражнение 1

Здесь людей хороших уважать умеют.

По хрустящему морозу поспешим на край земли и среди сугробов дымных затеряемся вдали.

(М. Пляцковский)

Весенний день! Сирень! Сирень! Веселые каникулы!

(О. Высоцкая)

Хорошо над Москвою-рекой услыхать соловья на рассвете.

(Е. Долматовский)

Учитель. Прочитайте предложения. Сопоставьте их со схемой. Сформулируйте задание к упражнению.

Нужно распределить предложения на две группы: с главным членом — сказуемым и главным членом — подлежащим. Определить их виды. Выделить грамматическую основу.

Учащиеся выполняют задание.

Дополнительные задания:

1. Укажите в написанных предложениях неповторяющиеся синтаксические конструкции. Расскажите о знаках препинания при них. (Речь идет об однородных членах предложения и приложении.)

2. Дополните группы орфограмм, с которыми работали в начале урока, словами из данного упражнения.

3. Назовите слова, в которых на две морфемы больше, чем в слове умеют.


Упражнение 2

Вспомню детство босоногое запах меда и хлебов.

(А. Шутко)

Человек устает от дорог и поэтому снова и снова он приходит на добрый порог дома родного.

(Е. Черных)

Опять по тропинкам следы заметая кружить листопадам и таять снегам разливаясь весной.

(М. Танич)

Знойный полдень.

В груди будто запрудили реку.

(К. Паустовский)

Мать Россия моя с чем тебя мне сравнить? Без тебя мне не петь, без тебя мне не жить.

(С. Островой)

Учитель. Прочитайте предложения. Найдите среди них лишнее. Остальные напишите в порядке изучения видов односоставных предложений.

Задание учащиеся выполняет самостоятельно или в парах.

Дополнительные задания:

1. Назовите синтаксические конструкции, которых не было в предыдущем упражнении. (Обращение, деепричастный оборот.)

2. Укажите слова с орфограммами, с которыми мы не работали на уроке.

3. Найдите слова, в корне которых четыре буквы.


Упражнение 3 (на карточках)

Пороша.

Еду. Тихо. Слышны звоны

Под копытом на снегу.

Только серые вороны

Расшумелись на лугу.

Заколдован невидимкой,

Дремлет лес под сказку сна.

Словно белою косынкой

Повязалася сосна.

Понагнулась как старушка,

Оперлася на клюку

А над самою макушкой

Долбит дятел на суку.

Скачет конь, простору много,

Валит снег и стелет шаль.

Бесконечная дорога

Убегает лентой вдаль.

(С. Есенин)

* * *

О красном вечере задумалась дорога,

Кусты рябин туманней глубины.

Изба-старуха челюстью порога

Жует пахучий мякиш тишины.

Осенний холод ласково и кротко

Крадется мглой к овсяному двору;

Сквозь синь стекла светловолосый отрок

Лучит глаза на галочью игру.

Обняв трубу, сверкает на повети

Зола зеленая из розовой печи.

Кого-то нет, и тонкогубый ветер

О ком-то шепчет, сгинувшем в ночи.

Кому-то пятками уже не мять по рощам

Щербленый лист и золото травы.

Тягучий вздох, ныряя звоном тощим,

Целует клюв нахохленной совы.

Все гуще хмарь, в хлеву покой и дрема,

Дорога белая узорит скользкий ров...

И нежно охает ячменная солома,

Свисая с губ кивающих коров.

(С. Есенин)

I в. → Т > ОП

II в. → Т < ОП

Учитель. Перед вами два стихотворения С. Есенина. Прочитайте их. Рассмотрите дополнительную запись. Сформулируйте задание к упражнению.

Надо написать тексты стихотворений по вариантам. Первый вариант должен работать с текстом, в котором большее количество односоставных предложений, а второй — с текстом, в котором меньшее количество односоставных предложений.

Учитель. В односоставных предложениях выделить грамматическую основу, указать их виды.

Задание выполняется с правом обсуждения некоторых вопросов. Учащиеся одного варианта могут обсуждать некоторые вопросы.

Дополнительные вопросы и задания:

1. Найдите в своих текстах синтаксические конструкции, которых не было в предыдущих упражнениях. (Речь идет о причастных оборотах.)

2. Составьте из слов написанного стихотворения цепочку. В нее должны войти слова с не упоминавшимися ранее орфограммами. (Задание выполняется по вариантам.)

3. По каким признакам вы бы объединили слова дорога и глаза? Какие можете назвать в них различия?


5. Итог урока

Учитель. О каких предложениях мы говорили на сегодняшнем уроке? Назовите их основные признаки и виды.

Обсуждается домашнее задание. Оценивается деятельность школьников на уроке.






Для любых предложений по сайту: [email protected]