Односоставные предложения (закрепление)

Русский язык - Конспекты уроков для учителя 8 класс

Односоставные предложения (закрепление)

Ход урока

1. Мобилизующий этап

На доске запись:

[ Н ]. [ Бн ]. Ветер веет.

Мелкий дождь по окнам льет.

Ум тоскует; сердце ноет;

И душа чего-то ждет.

[ Бр ] ...

Я не знаю: что такое?

[ Бв ]

(К. Прутков)

Справка:

1. И в бездейственном покое

Нечем скуку мне отвесть

2. Скучно.

3. Хоть бы книжку мне прочесть!

4. Осень.

Условные обозначения:

[ Н ] — назывное предложение

[ Бн ] — безличное нераспространенное

[ Бр ] — безличное распространенное

[ Бв ] — безличное восклицательное

Учитель. Познакомьтесь с необычной записью стихотворения К. Пруткова «Осень», справкой к нему и условными обозначениями. Сформулируйте задание к упражнению.

Ориентируясь на схемы и условные обозначения, нужно восстановить стихотворение К. Пруткова «Осень».

Учитель. Напишите восстановленное стихотворение. Выделите в предложениях грамматическую основу.

Учащиеся выполняют задание.


2. Определение темы и цели урока

Учитель. Еще раз обратите внимание на восстановленные в стихотворении предложения. Скажите, что их объединяет, и сформулируйте тему сегодняшнего урока.

Все восстановленные предложения односоставные. Значит, тема сегодняшнего урока: Односоставные предложения.

Тему урока учитель записывает на доске.

Учитель. Отталкиваясь от темы и учитывая то, что со всеми типами односоставных предложений вы уже знакомы, сформулируйте цель урока.

Цель урока: повторить изученное об односоставных предложениях, учиться различать их типы.


3. Актуализация знаний учащихся

Учитель. Для повторения и систематизации знаний предлагаю построить полную схему, отражающую все известные вам типы односоставных предложений.

Задание выполняется в группах. Обсуждаются варианты схем. Выбирается лучшая. На основании схемы школьники делают развернутое сообщение об односоставных предложениях.


4. Тренировочные упражнения

Упражнение 1

1. Еду. Тихо. Слышны звоны под копытом на снегу.

(С. Есенин)

2. Ворох листьев сухих все сильней, веселей разгорается, и трещит, и пылает костер.

(И. Бунин)

3. Прощай же, море! Не забуду

Твоей торжественной красы

И долго, долго слышать буду

Твой гул в вечерние часы.

(А. Пушкин)

4. Воздушность ив. Цветы родных полей.

Апрельский сон с его улыбкой маю.

Я целый мир прошел в мельканье дней,

Но лучше вас я ничего не знаю.

(К. Бальмонт)

5. Фонтан любви, фонтан живой!

Принес я в дар тебе две розы.

Люблю немолчный говор твой,

И поэтические слезы.

Твоя серебряная пыль

Меня кропит росой холодной.

Ах, лейся, лейся, ключ отрадный!

Журчи, журчи свою мне быль!

(А. Пушкин)

Учитель. Прочитайте стихотворные строки разных авторов. Напишите отрывки в порядке увеличения в них количества односоставных предложений.

Учащиеся выполняют задание в парах. Указывают типы односоставных предложений, их грамматическую основу.

Задание к упражнению:

1. Укажите предложение, которое вы не написали. Обоснуйте свой выбор.

2. Назовите синтаксическую конструкцию, которая есть в некоторых односоставных предложениях, но отсутствует в ненаписанном двусоставном.

3. Составьте орфографическую цепочку не менее, чем из семи слов, используя для этого только односоставные предложения.

4. Назовите слова, в которых отсутствует окончание.


Упражнение 2

1. Соседи звонят.

2. Я не тороплюсь с ответом.

Я мерзну.

Образец: Они рассказали историю.

Расскажите историю.

Рассказали историю.

Можно рассказать историю.

Ну, история.

Учитель. Познакомьтесь с записью. Сформулируйте задание к упражнению.

Из каждого двусоставного предложения нужно построить односоставные предложения: определенно-личное, неопределенно-личное, безличное, назывное.

Задание к упражнению:

1. Добавьте к составленной в упражнении 1 орфографической цепочке слова с неповторяющимися орфограммами из данного упражнения.


5. Словарно-орфографическая работа

Учитель. Познакомимся с новым словарным словом. Какое это слово, вы определите самостоятельно. Для этого выделите приставку в слове въедешь. Присоедините к ней корень слова напечатаешь. К ним добавьте корень слова лень. Ко всему этому допишите две буквы. Одна — является окончанием в родительном, дательном, предложном падежах существительных третьего склонения. Другая — представляет непроверяемую безударную гласную в слове дебаты. Назовите это слово.

Это слово впечатление.

Вместе с учителем учащиеся определяют лексическое значение слова впечатление.

Учитель. Напишите слово впечатление. Охарактеризуйте особенность его написания. Представьте это слово как часть речи. Составьте со словом впечатление двусоставное и разные типы односоставных предложений.


6. Тренировочные упражнения (продолжение)

Упражнение 3

Растущие в жарких странах тыквы имеют разную форму. Есть тыквы вытянутые, как бутылки, плоские, как тарелки, и круглые, как шар. В Средней Азии из тыкв делают различную посуду: миски, ведра, ложки. Были случаи, когда, путешествуя по Африке, люди во время дождя прятали в тыкву свою одежду.

Приспособили тыкву и для ловли обезьян. Индийцы в тыкве просверливают маленькое отверстие и насыпают туда какие-либо семена. Такие тыквы оставляют под деревьями, на которых бывают обезьяны. Обезьяны из-за любопытства бросаются к тыквам, запускают в отверстие лапку. Лапка схватывает горсть семян. Разжать кулачок и выпустить зерна жалко. Даже когда прибегают люди, обезьяна продолжает держать кулачок в тыкве.

Учитель. Прочитайте текст. Напишите ту его часть, которая в большей степени соответствует теме урока. Укажите односоставные предложения и их грамматические основы. Составьте и добавьте к ним односоставные предложения, тип которых не присутствует в данном тексте.

Задания к упражнению:

1. Сделайте синтаксический разбор предложения, в четырех словах которого все согласные звонкие. Эти слова относятся к самостоятельным частям речи.

2. Найдите в словах схватывает и насыпают не менее четырех общих признаков.

3. Назовите слово, в котором по одному признаку звуков должно быть меньше, чем букв; по другому — больше. В целом же их одинаковое количество.


7. Итог урока

Учитель. О какой группе предложений мы говорили на уроке?

Мы говорили об односоставных предложениях.

Учитель. Назовите главный признак односоставных предложений.

Обсуждается домашнее задание. Оценивается работа школьников на уроке.






Для любых предложений по сайту: [email protected]