Обобщающие слова при однородных членах предложения

Русский язык - Конспекты уроков для учителя 8 класс

Обобщающие слова при однородных членах предложения

Ход урока

1. Повторение изученного

Повторение изученного об однородных членах предложения лучше провести в виде рассказа-обобщения на эту тему. Рассказ учащиеся должны составить так, чтобы в качестве примеров в него вошли все предложения, указанные преподавателем. Школьники определяют последовательность введения предложений-примеров в рассказ, ставят недостающие знаки препинания. Преподаватель оценивает правильность, логичность и четкость ответа.

Предложения для примеров:

1. Трудно с упорством отступала зима.

Лист в лесу сочен густ и зелен.

2. Длинные висячие ветки берез едва шевелились.

Длинные березовые ветки едва шевелились.

3. На дорогу людей медведь не выходил ни сегодня ни вчера ни много раньше.

На дорогу людей медведь не выходил ни сегодня ни вчера ни раньше.

4. И ближе ближе все звучал грузинки голос молодой.

(М. Лермонтов)

5. Сибирские цветы и травы имеют сдержанные или чересчур дурманящие запахи.

Задание выполняется устно. На подготовку отводится 1—2 мин.


2. Мобилизующий этап

1. Что-то слышится родное

В долгих песнях ямщика:

То разгулье удалое,

То сердечная тоска.

(А. Пушкин)

2. И весь день, в траве высокой

Лежа, слушать бы я рад,

Как заботливые пчелы

Вкруг черемухи жужжат.

(А. Плещеев)

Учитель. Прочитайте стихотворные строки А. Пушкина и А. Плещеева. Найдите в них максимальное количество отличий.

Учащиеся отмечают отличия синтаксического, грамматического, орфографического характера.


3. Определение темы и цели урока

Учитель. Укажите имеющееся при однородных членах явление, которое до сих пор не встречалось вам при изучении данной темы. Подумайте, какое значение оно имеет и как в связи с этим может называться. Сформулируйте тему сегодняшнего урока.

Учащиеся высказывают свои мнения. Преподаватель при необходимости уточняет их соображения. Тема урока фиксируется на доске.

Учитель. Отталкиваясь от темы, сформулируйте цель урока.

Цель урока: уточнить и расширить знания об обобщающих словах при однородных членах предложения; учиться ставить знаки препинания при них.


4. Изучение нового материала

На доске написаны предложения:

В наших лесах водятся разные звери: лоси, медведи, волки, лисы.

В наших лесах водятся разные звери, а именно: лоси, медведи, волки, лисы.

Лоси, медведи, волки, лисы — разные звери водятся в наших лесах.

Разные звери: лоси, медведи, волки, лисы — водятся в наших лесах.

Учитель. Прочитайте первое предложение. Найдите обобщающие слова и однородные члены. Определите, какими членами предложения они являются. Сделайте вывод.

Учащиеся выполняют задание у доски и в тетрадях.

Учитель. Прочитайте второе предложение. Выделите в нем обобщающее слово и однородные члены. Определите местонахождение обобщающего слова по отношению к однородным членам. Сделайте вывод о постановке знаков препинания в этом случае.

Учащиеся выполняют задание, составляют схему.

Учитель. В книжной речи после обобщающих слов перед однородными предложениями нередко употребляются слова а именно, как-то, например. Прочитайте второе предложение, скажите, какие знаки препинания пишутся в этом случае?

Учащиеся делают соответствующий вывод, составляют схему.

Учитель. Прочитайте третье предложение. Установите местонахождение обобщающего слова по отношению к однородным членам. Сделайте вывод о постановке знаков препинания.

Учащиеся выполняют задание, составляют схему.

Учитель. Прочитайте последнее предложение. Скажите, какие знаки препинания ставятся, если обобщающее слово стоит перед однородными членами, а после них предложение продолжается.

Учащиеся анализируют предложение, делают вывод, составляют схему.

Учитель. Обобщите все наши наблюдения.

Учащиеся знакомятся с соответствующим параграфом учебника.


5. Закрепление изученного

Упражнение 1

Все музыкальные жанры и опера и балет и романс и произведения для ансамбля музыка для театра есть в творческом наследии П. И. Чайковского.

И в безнадежном дожде и в одуряющих запахах тления и в сморщенных от холода сыроежках во всем есть своя прелесть поздней осени.

Все волновало нежный ум цветущий луг луны блистанье в часовне ветхой бури шум старушки чудное преданье.

(А. Пушкин)

В наших лесах встречаются растения, губительные для насекомых как-то багульник белена одуванчик некоторые виды ромашек.

Учитель. Прочитайте предложения. Скажите, что в них есть общее.

Все предложения простые, повествовательные, распространенные, двусоставные, с однородными членами и обобщающими словами.

Учитель. Сопоставьте их с предложениями, которые были использованы для изучения нового материала. Сформулируйте задание к упражнению.

Учащиеся предлагают свои варианты. Затем выполняют либо каждый свое задание, либо то, которое сформулировали одноклассники.

Возможный вариант задания:

Напишите предложения в порядке использования примеров для формулирования правила. Поставьте недостающие знаки препинания. (Учащиеся выполняют задание сначала совместно с учителем, затем — в парах.)

Задания к упражнению:

1. Назовите общие признаки использованных в предложениях однородных членов.

2. Укажите слово с тремя орфограммами в корне и одинаковой характеристикой согласных по звонкости-глухости.

3. Добавьте к слову чудное два слова, учитывая количество морфем в них. Одно слово должно быть перед словом чудное, другое — после него.


Упражнение 2

Учитель. Прочитайте предложения. Сформулируйте задание к упражнению.

Предложения нужно перестроить так, чтобы они соответствовали относящимся к ним схемам. Поставить недостающие знаки препинания.

Вопросы и задания к упражнению:

1. Можно ли сказать, что в словах подкормка и деревьев одинаковое количество звуков?

2. Сделайте полный фонетический разбор существительного, в котором наибольшее количество морфем.


Упражнение 3

Она воплотила в себе в себе все самое лучшее мудрость народа художественную одаренность красоту и благородство его души.

Приблизительно со второго века она начала вытеснять древесную кору пальмовые листья деревянные и глиняные дощечки папирус пергамент все материалы использовавшиеся для письма.

Защита поверхности бронированных электрокораблей размножение чертежей задания станкам-автоматам все эти обязанности выполняются ею.

Ей народ доверяет самое сокровенное мысли чувства мечты.

Полотенца и салфетки пеленки носовые платки бинты все эти санитарно-бытовые предметы изготавливают из нее.

Они очень разнообразны земледельческие игровые обрядовые плясовые исторические лирические солдатские и многие другие.

Нередко она создаваясь безвестным автором в течение времени совершенствовалась дополнялась по-разному обыгрывалась.

Учитель. Прочитайте предложения. Рассмотрите схемы. Сформулируйте задание к упражнению.

Из этих предложений нужно составить два текста. В первом должны быть предложения, в которых обобщающее слово находится перед однородными членами. В предложениях второго текста обобщающие слова стоят после однородных членов. Надо определить, о чем идет речь в каждом тексте. Поставить недостающие знаки препинания.

Задание выполняется по вариантам.

Задания к упражнению:

1. В каждом тексте найдите предложение, отличающееся от других по имеющейся в нем синтаксической конструкции.

2. Укажите в каждом тексте предложение с большим количеством орфограмм. Обоснуйте свой ответ.


6. Итог урока

Учитель. Расскажите об обобщающих словах при однородных членах и знаках препинания при них. Выполните эту работу по вариантам. Один вариант воспроизводит пункты нового правила. Учащиеся другого варианта приводят к ним соответствующие примеры.

Школьники выполняют задание. Обсуждается домашняя работа. Оценивается деятельность школьников на уроке.






Для любых предложений по сайту: [email protected]