Обобщающие слова при однородных членах предложения и знаки препинания при них (закрепление)

Русский язык - Конспекты уроков для учителя 8 класс

Обобщающие слова при однородных членах предложения и знаки препинания при них (закрепление)

Ход урока

1. Мобилизующий этап

Упражнение 1.

На баяне исполняют не только народную но и классическую музыку.

Баян большая гармоника со сложной системой ладов.

Голос его звучит всюду на конкурсах музыкантов-исполнителей в концертных залах филармоний рабочих и сельских клубах.

Веселое пение жаворонка на рассвете и звонкое журчание ручейка раздольные мелодии и мощь органных аккордов все доступно этому волшебнику в руках искусного мастера.

image30

Учитель. Прочитайте предложения. Рассмотрите схемы. Сформулируйте задание к упражнению.

Предложения нужно написать в соответствии со схемами так, чтобы получился текст. Поставить недостающие знаки препинания.

Задание выполняется в парах.

Задания к упражнению:

1. Найдите разницу в написании удвоенных согласных в словах текста.

2. Назовите самую большую и самую маленькую группу слов с одинаковыми орфограммами.

3. Укажите слова, в которых пять звуков.


2. Определение темы и цели урока

Учитель. Из четырех предложений текста выделите те, в которых двоеточие и тире выполняют одинаковую синтаксическую функцию, и сформулируйте тему сегодняшнего урока.

Во втором и четвертом предложениях запятая и тире ставятся при обобщающих словах, которые находятся при однородных членах предложения. Значит, тема сегодняшнего урока: Обобщающие слова при однородных членах предложения и знаки препинания при них.

Учитель. Отталкиваясь от темы и учитывая, что с ней мы уже знакомы, сформулируйте цель урока.

Цель урока: повторить изученный материал об обобщающих словах и постановке знаков препинания при них; учиться практически его применять.


3. Актуализация знаний учащихся

Учитель. Расскажите, что такое обобщающие слова и какие знаки препинания ставятся при них. В качестве примера используйте предложение из текста На баяне исполняют не только народную но и классическую музыку, изменяя его так, как вам потребуется для изложения изученного материала.

Возможный вариант примеров на основе указанного предложения:

1. На баяне исполняют разную музыку: народную и классическую.

2. На баяне исполняют разную музыку, например: народную и классическую.

3. Народную и классическую — разную музыку исполняют на баяне.

4. Разную музыку: народную и классическую — исполняют на баяне.


4. Закрепление изученного

Упражнение 2

1. И хором бабушки твердят «Как наши годы-то летят!»

(А. Пушкин)

2. [ ].

3. [ ].

1. Музыка это разум воплощенный в прекрасных звуках.

(И. Тургенев)

2. [ ].

3. [ ].

Справка: Ни дерево ни вода ничто не шелохнется.

Мила мне русская природа поля и села и равнины и шум колеблемых лесов и звон косы в лугу росистом.

(А. К. Толстой)

Отовсюду пахло запахом весны и от влажной земли и от набухающих почек деревьев и от невидимой за садами реки.

И девичье личико и солнце и тени и быстрая речка все было так прелестно в это милое утро.

Учитель. Прочитайте оба предложения под номером 1. Определите, какой знак препинания в них пропущен. Допишите в каждую группу предложения из справки с таким же знаком препинания, но с другой синтаксической функцией.

В первую группу предложения можно отбирать совместно с учителем, во вторую — самостоятельно.

Задания для написанного упражнения:

1. Назовите часть речи, которая есть в предложениях с двоеточием при обобщающих словах, но ее нет в предложениях с тире при обобщающих словах. Подумайте, есть ли слова этой части речи в других предложениях.

2. Определите, одинакова или различна роль пре и при в словах прелестно и природа.

3. Выделите из каждого предложения по одному слову с неповторяющимися орфограммами. (Возможный вариант: годы-то, природа, невидимый, воплощенный, ничто, речка.)


Упражнение 3

И все это пышная вершина клена светло-зеленая гряда аллеи подвенечная белизна яблонь груш черемух солнце синева неба все поражало своей густой свежестью и новизной.

(И. Бунин)

Не сердись сказала бабушка шепотом и добавила Завтра сходим в лес за ягодами.

Для всего существующего в природе воды воздуха неба облаков солнца дождей лесов болот рек и озер лугов и полей цветов и трав в русском языке есть великое множество хороших слов и названий.

(К. Паустовский)

Учитель. Прочитайте предложения. Напишите их в порядке, отражающем принцип подбора предложений в предыдущем упражнении.

Задания к упражнению:

1. Найдите слова с такими же орфограммами, как в словосочетании подвенечная белизна.

2. Подберите к слову гряда другое слово, которое имело бы с ним не менее семи общих признаков. (Воды — существительное, неодушевленное, нарицательное; в единственном числе, с безударной гласной в корне, две морфемы, все согласные звонкие.)


5. Словарно-орфографическая работа

Учитель. Познакомимся с новым словарным словом. Что это за слово, вы узнаете, выполнив следующее задание. В каждом написанном на доске слове выделите последовательно по одной морфеме, начиная с приставки. Соедините их вместе и назовите новое слово.

Слова на доске:

испечь

откусить

земство

озеро

Учитель. Какое это слово?

Это слово искусство.

Учитель. Что такое искусство?

Отвечая, школьники подходят к мысли, что искусство — это воспроизведение действительности в художественных образах.

Учитель. Расскажите об особенностях написания слова искусство.

Учащиеся выполняют задание.

Учитель. Составьте предложение, включив в него слово искусство так, чтобы оно соответствовало теме урока.

Учащиеся составляют предложения с обобщающим словом и словом искусство.


Упражнение 4

Дмитрий Кабалевский сказал Если бы искусство вдруг исчезло из нашей жизни, то жизнь невероятно обеднела бы. На землю опустились бы сумерки стало бы уныло и неуютно.

Цель искусства объединение людей в одном и том же чувстве.

(Л. Толстой)

Искусство имеет много назначений помогает людям полюбить жизнь возвышает человека выявляет его лучшие душевные качества.

(П. Корин)

Учитель. Прочитайте предложения. Напишите их в следующей последовательности. Первым должно быть предложение, тип которого присутствовал в первом и втором упражнениях. Вторым напишите предложение, тип которого имел место во втором и третьем упражнениях. Последним напишите предложение, тип которого встретился во всех трех упражнениях.

Учащиеся выполняют задание самостоятельно. Правильный вариант: первое предложение с тире между подлежащим и сказуемым; второе — с прямой речью; третье — с обобщающим словом при однородных членах.

Задания к упражнению:

1. Расскажите о написании частиц из этого упражнения.

2. Сделайте синтаксический разбор предложения, в котором отсутствуют служебные части речи.

3. Выделите слова из всех выполненных на уроке упражнений по любому признаку. (Например, музыкантов-исполнителей, исполнителей — это приложение; светло-зеленая — сложное прилагательное, которое пишется через дефис и т. д.)


6. Итог урока

Учитель. Расскажите об обобщающих словах при однородных членах и знаках препинания при них. Ответ постройте в виде тезисов.

Обсуждается домашняя работа. Оценивается деятельность школьников на уроке.






Для любых предложений по сайту: [email protected]