Вводные слова и вводные предложения (закрепление)

Русский язык - Конспекты уроков для учителя 8 класс

Вводные слова и вводные предложения (закрепление)

Ход урока

1. Мобилизующий этап

На доске запись:

Все эти дела безусловно не достигнут максимального эффекта если каждый не осознает что и он — хранитель окружающей природы.

Для многих наверное не секрет что для охраны лесов, полей, рек предпринимаются серьезные и кстати дорогие меры счет может идти на миллионы рублей строятся сложнейшие очистные сооружения высаживаются молодые леса на больших площадях расселяются звери в реки выпускаются десятки тысяч мальков.

Учитель. Прочитайте предложения. Рассмотрите схемы. Сформулируйте задание к упражнению.

Из предложений нужно составить текст. Для этого первым написать предложение, в котором есть вводные слова и вводное предложение. Вторым — то, в котором есть только вводное слово. Поставить недостающие знаки препинания.

Дополнительные задания к упражнению:

1. Укажите в предложениях одинаковые синтаксические конструкции, кроме вводных слов. Скажите, чем они отличаются.

2. Составьте две орфографические цепочки с неповторяющимися орфограммами по вариантам. Первый вариант — из имен существительных, второй — из глаголов.


2. Определение темы и цели урока

Учитель. Еще раз вспомните, как называются синтаксические конструкции, с помощью которых вы восстанавливали текст, и сформулируйте тему сегодняшнего урока.

Мы восстанавливали текст, учитывая количество вводных слов и вводных предложений. Значит, тема сегодняшнего урока: Вводные слова и вводные предложения.

Тему урока преподаватель записывает на доске.

Учитель. Отталкиваясь от темы и учитывая, что с ней мы знакомились на прошлом занятии, сформулируйте цель урока.

Цель урока: повторить изученный материал о вводных словах и вводных предложениях; учиться употреблять и находить их в устной и письменной речи, правильно оформлять при разговоре и на письме.


3. Повторение изученного

Учитель. Составьте сравнительную характеристику вводных слов и вводных предложений, отразив в ней их общие качества и различия. Рассказ-характеристику сопровождайте примерами.

Дается небольшое количество времени на подготовку. Задание может выполняться в парах.


4. Тренировочные упражнения

Упражнение 1

1. Душа моя я помню с детских лет чудесного искала.

(М. Лермонтов)

Книга быть может наиболее сложное и великое чудо из всех чудес сотворенных человечеством на пути его к счастью и могуществу будущего.

(М. Горький)

Я открываю дверь комнаты мы заходим и наконец знакомимся.

2. Споров более не затевалось а напротив после обеда все были в хорошем расположении духа.

(Л. Толстой)

Зори вечерние утренних я никогда не вижу обливают золотом весь горизонт.

(Ю. Нагибин)

Мы верно уж поладим коль рядом сядем.

(И. Крылов)

3. Много часов я бежал и наконец устав прилег между высоких трав.

(М. Лермонтов)

Несомненно в сосняке скрывались люди они наблюдали за ним о чем-то перешептывались.

Он велел запрячь себе беговые дрожки оделся потеплее это было уже в конце сентября и сам правя выехал со двора.

(А. Пушкин)

Учитель. Прочитайте. Выделите однотипные предложения. Поставьте недостающие знаки препинания.

Учащиеся выделяют конструкции с вводными предложениями. Обосновывают постановку знаков препинания в них и других предложениях.

Дополнительные задания к упражнению:

1. Сделайте синтаксический разбор предложения, в котором есть притяжательные местоимения.

2. Расскажите о написании слов, в которых орфограммой являются согласные, предварительно сгруппировав их.


Упражнение 2

1. Ну теперь кажется мы можем ехать, — заметил мой новый приятель.

(Л. Толстой)

Удивительно приятное занятие лежать на спине в лесу и глядеть вверх! Вам кажется, что вы смотрите в бездонное море.

(Л. Толстой)

2. Их узорчатые края, пушистые и легкие, как хлопчатая бумага, медленно, но видимо изменялись.

(Л. Толстой)

Но судей его речь видимо не обрадовала, они не шевелились.

(М. Горький)

3. Летом дни долгие как говорят в народе от утренней зари до вечерней на хорошем коне можно полсвета объехать.

(П. Проскурин)

В народе говорят, что весенний день год кормит.

Учитель. Прочитайте пары предложений. Обратите внимание на выделенные в них слова и фразы. Сформулируйте задание к упражнению.

Нужно определить синтаксическую роль выделенных слов и фраз. Где требуется, поставить знаки препинания.

Учащиеся работают в парах или индивидуально.

Дополнительные задания к упражнению:

1. Выполните орфографическую перекличку. (Один ученик называет слово с определенной орфограммой, другой находит слово с такой же орфограммой.)

2. Назовите словосочетания, в которых количество звуков больше, чем количество букв.


Упражнение 3

В лесной землянке.

В старой землянке нашли временное убежище пятеро наших солдат, возвращавшихся в свою часть из медсанбата. Здесь они укрылись от яростной бомбежки.

Неожиданно входной проем чем-то закрыло. Солдаты вгляделись и к удивлению увидели лису которая в пасти держала лисенка поджавшего от страха уши. Пышнохвостой красавице судя по всему была знакома эта землянка и она собралась укрыться в ней со своим малышом. Лисица стояла в нерешительности и видимо не знала как поступить.

«Перепугалась, рыжая? — ласково сказал пожилой солдат. — Давай к нам, мама, не съедим!» Бойцы как по команде потеснились. Лиса словно ждала приглашения и тут же юркнула в проход и забилась в угол. Положив лисенка на пол, она выбежала за вторым, потом принесла и третьего. Все семейство было в сборе и лисица, свернувшись калачиком возле своих детенышей, обняла их лапами и принялась вылизывать.

Над лесом налегке освободившись от бомбового груза пронесся последний «стервятник». Солдаты вылезли из землянки расселись на траве закурили. Вслед за людьми покинула убежище и рыжая унося в пасти одного лисенка затем второго. А когда убегала с последним то на какое-то мгновение приостановилась около сидящих солдат внимательно на них посмотрела. Может так она благодарила воинов в серых шинелях за приют и ласку.

(В. Перов)

Учитель. Прочитайте текст. Напишите те его части, в которых имеются вводные слова. Определите их значения. Добавьте в любую из них или в каждую возможное количество вводных слов и вводных предложений. Подумайте, какая часть работы мною не отражена и дополните задание.

Учащиеся отмечают необходимость постановки знаков препинания.

Дополнительные задания к упражнению:

1. Укажите синтаксическую конструкцию, которая имеется в одной из ненаписанных частей, но ее нет в других написанных частях. Расскажите о специфике ее оформления на письме.

2. Назовите орфограммы из этого упражнения, о которых мы не говорили в течение урока.

3. Назовите глагол, в котором количество букв в корне меньше, чем в приставке. (Нашел.)


5. Итог урока

Учитель. Еще раз расскажите в обобщенной форме о вводных словах и вводных предложениях.

Обсуждается домашняя работа. Оценивается деятельность школьников на уроке.






Для любых предложений по сайту: [email protected]