Вводные конструкции и знаки препинания при них

Русский язык - Конспекты уроков для учителя 8 класс

Вводные конструкции и знаки препинания при них

Ход урока

1. Мобилизующий этап

На доске запись:

Лес поредел но дождь усилился.

Сентябрь был тихий теплый и без дождей.

Учитель. Прочитайте предложения. Напишите их, ориентируясь на количество пунктограмм в них, по принципу — от меньшего к большему.

Сделайте полный синтаксический разбор предложения, в котором большее количество орфограмм.

Учащиеся обосновывают выбор предложения и выполняют задание, связанное с разбором.


2. Определение темы и цели урока

Учитель под предложениями пишет две языковые конструкции: на счастье, к сожалению.

Учитель. Прочитайте написанное под предложениями. Введите из языковых конструкций по одной в каждое предложение так, чтобы они относились к формам слова дождь и соответствовали смыслу предложений. (Правильный вариант:

Сентябрь был тихий, теплый и, к счастью, без дождей.

Лес поредел, но дождь, к сожалению, усилился.)

Скажите, что выражает говорящий при помощи такого рода языковых конструкций.

Учащиеся высказывают свои предположения, преподаватель при необходимости уточняет и корректирует их ответы.

Учитель. Подумайте, как можно назвать эти языковые конструкции, если учесть, что говорящим они специально вводятся (выделяются интонацией) в предложениях для выражения своих чувств.

Учащиеся высказывают свои предположения, преподаватель оказывает им необходимую помощь.

Учитель. А теперь сформулируйте тему урока. Учитывайте при этом новый для вас термин и необходимость выделения его на письме, которую подсказывает интонация.

Тема урока: Вводные конструкции и знаки препинания при них.

Тему урока учитель записывает на доске.

Учитель. Отталкиваясь от темы урока, сформулируйте его цель.

Цель урока: узнать, что такое вводные конструкции и как они выделяются на письме; учиться находить их в речи и правильно оформлять интонационно и при написании.


3. Изучение нового материала

На доске запись:

Дерсу был, безусловно, прав.

(В. Арсеньев)

Он был, казалось, лет шести.

(М. Лермонтов)

К счастью, погода наладилась.

По сообщению знатоков, разлив реки будет большим.

Одна игра сменялась другой. Словом, дети не скучали.

Рожь созрела. Следовательно, завтра комбайны выйдут в поле.

Учитель. Прочитайте предложения. Назовите имеющиеся в них вводные слова. Подумайте, чем они выражены и что при их помощи говорящий выражает. Сформулируйте определение вводных слов.

Учащиеся высказывают свои соображения, преподаватель уточняет и корректирует их ответы.

Учитель. Разберите по членам первое предложение. Сделайте вывод о синтаксической роли вводных слов.

Учащиеся выполняют задание.

Учитель. Вводные слова имеют различные значения. Прочитайте первые два предложения. Подумайте, какое значение имеют в них вводные слова.

Учащиеся высказывают свое мнение, преподаватель конкретизирует их ответы.

Учитель. Прочитайте третье предложение и те, с которыми вы работали в начале урока. Определите значение в них вводных слов.

Далее работа продолжается аналогичным образом с каждым последующим предложением.

Учитель. Скажите, как выделяются вводные слова при произнесении и на письме.

Учащиеся делают вывод. Учитель открывает еще одну запись:

Вечор, ты помнишь, вьюга злилась.

(А. Пушкин)

Мальчик — это было заметно — подражал взрослым.

Он встал и, прихрамывая (он был на протезе), подошел к окну.

(В. Каверин)

Учитель. Прочитайте еще три предложения. Найдите разницу между вводными конструкциями этих предложений и теми, которые были в предыдущих предложениях.

Учащиеся приходят к выводу, что в последней записи имеются вводные предложения, а не вводные слова.

Учитель. Расскажите, какими знаками препинания выделяются вводные предложения, если они выражают дополнительные замечания или пояснения.

Учащиеся формулируют эту часть правила.

Учитель. Обобщите весь изученный нами материал о вводных словах и предложениях.

Учащиеся выполняют задание. Знакомятся с соответствующими параграфами учебника.


4. Закрепление изученного

Упражнение 1

Я добрался наконец до угла леса но там не было никакой дороги.

(Л. Толстой)

Война скоро кончится. Мы победим. Это бесспорно.

(К. Паустовский)

Кажется никогда с такой ясностью не замечаешь покоя в природе, как в первый вечер после бури.

(А. Фадеев)

Вечер был прохладный и к счастью нашему светлый.

(М. Пришвин)

Рыбалка по мнению многих занятие интересное и весьма полезное.

И если мечтателю ночью не спится то значит мечтатель на подвиг готов.

(Л. Кондырев)

Учитель. Прочитайте предложения. Сформулируйте задание к этому упражнению, учитывая тему урока, порядок ознакомления со значениями вводных слов и особенности записи предложений.

Нужно написать предложения в порядке изучения вводных слов по их значению. Поставить недостающие знаки препинания.

Задание выполняется в парах.

Дополнительные задания к упражнению:

1. Укажите предложение, которое вы не написали. Объясните, почему.

2. Расскажите о написании слов с не и ни, предварительно сгруппировав их.

3. Определите, в каком слове (победим, полезный) больше морфем и есть ли в нем одинаковые орфограммы.


Упражнение 2

1. Ты сказывают петь великий мастерище.

(И. Крылов.)

Соседка слышала ль ты добрую молву? Ведь кошка говорят попалась в лапы к льву.

(И. Крылов)

Казалось что слова людей забыл я.

(М. Лермонтов)

2. Вода из холодного крана шла теплая. Значит земля прожарилась до уровня, где идут водопроводные трубы.

По предсказанию синоптиков дождей в течение недели не ожидается.

Долго не находил я никакой дичи; наконец из широкого дубового куста насквозь проросшего полынью полетел коростель.

(И. Тургенев)

3. Ну, теперь кажется мы можем ехать, — заметил мой новый приятель.

Конечно ты хотел старик чтоб я в обители отвык от этих сладостных имен.

(М. Лермонтов)

Хорь был человек положительный практический административная голова рационалист; Калиныч напротив принадлежал к числу идеалистов романтиков людей восторженных и мечтательных.

(И. Тургенев)

Учитель. Прочитайте три группы предложений. Измените состав каждой из них так, чтобы в группах были предложения с вводными словами одного значения. Поставить недостающие знаки препинания. Сформулируйте задание к упражнению в соответствии с темой урока.

Нужно объединить предложения попарно в зависимости от особенностей имеющихся в них обращений. Поставьте недостающие знаки препинания.

Задание выполняется в группах.

Дополнительные задания к упражнению:

1. Назовите синтаксические конструкции, кроме вводных слов, имеющиеся в предложениях упражнения.

2. Выделите орфограммы, которые отсутствуют в односоставном предложении, но имеются в других.


Упражнение 3

Дождевые слова.

Для полного овладения русским языком нужно не только постоянное общение с русскими людьми но и общение с лесами и водами с перелетом птиц и каждым цветком. У каждого человека случается свое счастливое время открытий. Случилось и у меня такое лето. (Должно быть)

Тогда я заново узнал много слов. Начну с «дождевых». Я знал о дождях моросящих слепых обложных грибных спорых. Но одно дело — знать умозрительно, а другое — испытать эти дожди на себе. Тогда эти дожди оживают. (Конечно)

Чем отличается спорый дождь от грибного? Слово «спорый» означает быстрый скорый. Он льется отвесно сильно а мелкий грибной — сонно сыплется из низких туч. (Например)

О слепом дожде идущем при солнце в народе говорят Царевна плачет. Сверкающие на солнце капли похожи на крупные слезы. (Действительно)

(К. Паустовский)

Учитель. Прочитайте текст. Обратите внимание на слова в скобках. Подумайте, какую роль они могут играть в предложениях. Сформулируйте задание к упражнению.

В одно из предложений каждого абзаца текста нужно добавить указанное в скобках слово в качестве вводного. Поставить недостающие знаки препинания.

Упражнение выполняется сначала в устной, затем письменно. При проверке указывая значения вводных слов.

Дополнительные задания к упражнению:

1. Укажите синтаксические конструкции, которые есть в первых трех абзацах текста, но отсутствуют в четвертом и, наоборот, есть в последнем, но нет в первых трех.

2. Скажите, одинаковую или разную роль играет тире в предложениях текста. Ответ обоснуйте.

3. Назовите из каждого абзаца орфограммы, которых нет в последующих абзацах.

4. Укажите слово, в котором одинаковое количество букв и звуков, все согласные глухие, имеется одна орфограмма.


5. Итог урока

Учитель. Расскажите все, что вы узнали о вводных словах и предложениях.

Обсуждается домашняя работа. Оценивается деятельность школьников на уроке.






Для любых предложений по сайту: [email protected]