Русский язык - Конспекты уроков для учителя 8 класс
Обособленные определения и приложения
Ход урока
1. Мобилизующий этап
На доске (или карточках) запись:
1. Береза моя березонька
Береза моя белая
Береза кудрявая!
Стоишь ты березонька
Посередь долинушки.
(Народная песня)
2. Юный лес в зеленый дым одетый,
Теплых грез нетерпеливо ждет,
Все весны дыханием согрето,
Все кругом и любит и поет.
(А. К. Толстой)
3. Кругом вода журчит, сверкает,
Крик петухов звучит порой,
А ветер, мягкий и сырой,
Глаза тихонько закрывает.
(И. Бунин)
Учитель. Прочитайте предложения. Напишите их, ориентируясь на количество слов с проверяемой безударной гласной в корне по принципу: от меньшего к большему.
Учащиеся выполняют задание.
Дополнительные задания к упражнениям:
1. Назовите из предложений слова с неповторяющимися орфограммами. Расскажите об их написании. (Учащиеся выполняют задание.)
2. Выделите одно из написанных предложений. Ответ обоснуйте. Объясните постановку знаков препинания.
3. Укажите синтаксические конструкции, которые имеются в сложных предложениях, но отсутствуют в простом. Объясните, как они выделяются на письме.
2. Определение темы и цели урока
Учитель. Найдите в сложных предложениях обособленные, то есть выделенные знаками препинания, синтаксические конструкции. Определите, что это за конструкции. Сформулируйте тему сегодняшнего урока.
Учащиеся находят обособленные определения и приложение. Формулируют тему урока. Преподаватель записывает ее на доске.
Учитель. Отталкиваясь от темы, сформулируйте цель урока.
Цель урока: познакомиться с правилом обособления определений и приложений; формировать умение правильно использовать это правило на письме.
3. Изучение нового материала
1. Расстроенный, он пошел дальше.
Он, расстроенный, пошел дальше.
2. Ровесники годами, они почти не разлучались.
Они, ровесники годами, почти не разлучались.
3. Был поздний вечер, по-осеннему теплый.
Аллея, широкая и свободная, вдаль влечет.
К брату зашел наш сосед, студент.
К брату зашел наш сосед, студент первого курса.
4. Озаренные сиянием луны, палатки казались иссиня-белыми.
Смелый охотник, хорек нападает и на животных крупнее его.
Задания к упражнениям:
1. Прочитайте предложения под номерами 1 и 2. Установите, к какой части речи относятся выделенные определения и приложения. Сделайте вывод об их обособлении.
2. Прочитайте предложения под номером 3. Определите, какие в них определения и приложения (распространенные или нераспространенные). Установите, к какой части речи они относятся и в каких случаях обособляются.
3. Прочитайте предложения под номером 4. Установите, какие в них определения и приложения (согласованные или несогласованные); где они находятся (перед определяемым существительным или после него); какое они имеют значение. Сделайте вывод об их обособлении.
Учитель. Прочитайте предложения и задания к ним. Выполните задание и сформулируйте правило об обособлении определений и приложений.
Работа выполняется в группах. На усмотрение преподавателя можно предложить дифференцированное задание. Группе учащихся с высоким уровнем развития предложить вывести правило только на основе предложений, без направляющих наблюдение заданий. Сформулированное правило озвучивается. При необходимости преподаватель его уточняет и корректирует. Учащиеся знакомятся с соответствующим параграфом учебника.
4. Закрепление изученного
Упражнение 1
Не спит только кормщик молчаливый северный старик.
(И. Соколов-Микитов)
Лишь запах чабреца сухой и горьковатый повеял на меня.
(Н. Заболоцкий)
Я старый охотник не раз ночевал в лесу.
Стиснутая черными чащами и освещенная впереди паровозом дорога похожа на бесконечный тоннель.
В воздухе закружилась сухая трава сорванная с деревьев листва и мелкие сучья.
Завеса мутная дождя заволокла лесные дали.
(Н. Рубцов)
Воздух пахнущий туманом свежестью утра листвой росистого парка врывается в комнату.
(И. Соколов-Микитов)
Экипаж прославленного летчика Чкалова совершил длительный перелет.
Учитель. Прочитайте предложения. Рассмотрите схемы. Сформулируйте задание к упражнению.
Сначала нужно написать предложения с обособленными определениями, затем — с обособленными приложениями. После этого — с необособленными определениями и приложениями.
Учащиеся выполняют задание в парах. Повторяют правило об обособлении определений и приложений.
Дополнительные задания к упражнению:
1. Укажите знаки препинания, поставленные не для обособления определений и приложений. Объясните причину их постановки.
2. Сгруппируйте слова с орфограммами, имеющиеся в именах прилагательных и причастиях.
3. Составьте цепочку, учитывая морфемный состав слов. Начните со слова заволокла, далее — по принципу постепенного уменьшения количества морфем.
Упражнение 2
Имя тверского купца Афанасия Никитина замечательного русского путешественника пятнадцатого века до недавнего времени было известно только небольшому кругу специалистов.
Освещенный полуденным солнцем лес оставался сумрачным и сырым.
Погруженный в воспоминания о давно минувших боях старик долго не мог уснуть.
На небе задумчиво замерли легкие облака еще розовые от заката.
(М. Горький)
К чаю единственному нашему блюду в это утро полагалась горсть сухарей на троих.
(Г. Федосеев)
Местные охотники опытные звероловы вышли в тайгу.
В лодке сидел старый рыбак и его внучка школьница.
Учитель. Прочитайте предложения. Напишите их, учитывая количество слов в обособленных определениях и приложениях. Начиная с одного, оно должно постепенно увеличиваться. Продолжите формулирование задания.
Нужно поставить недостающие знаки препинания.
Дополнительные задания к упражнению:
1. Расскажите о написании слов с приставкой, предварительно сгруппировав их.
2. Составьте ряд слов, в которых звуков больше, чем букв по принципу их постепенного (на одну единицу) увеличения. Начните со слова чаю. (Возможный вариант: чаю, боях, троих.)
Упражнение 3
Лев Николаевич Толстой — великий русский писатель.
Рыжики — самые хорошие грибы для солки.
Березки — любимое дерево русского народа.
Сосна — смолистое дерево.
Образец: Щеглы — разноцветные и нарядные птицы.
Щеглы — разноцветные и нарядные птицы, из дали похожи на порхающие цветы.
Учитель. Прочитайте предложения и образец к ним. Найдите разницу между предложениями, данными в образце. Сформулируйте задание к упражнению.
В предложениях, данных в образце, одна и та же фраза имеет разную синтаксическую функцию. В первом предложении она выполняет роль распространенного именного сказуемого. Во втором — роль распространенного приложения. Все предложения с распространенными именными сказуемыми нужно изменить так, чтобы они стали выполнять роль распространенного приложения.
Учащиеся выполняют задание сначала совместно с учителем, затем — индивидуально или в парах.
Дополнительные задания к упражнению:
1. Проведите орфографическую перекличку, соблюдая условие: названия орфограмм не должны повторяться. (Один ученик называет слово с определенной орфограммой, второй находит слово из упражнения с такой же орфограммой. Каждая следующая пара учащихся работает с очередной орфограммой.)
2. Объедините попарно слова в зависимости от видов имеющихся в них морфем. (Например, солки — березки, грибы — дерево и т. д.)
5. Итог урока
Учитель. Расскажите об обособлении определений и приложений. Приведите свои примеры.
Обсуждается домашняя работа. Оценивается деятельность школьников на уроке.