Предложения с косвенной речью

Русский язык - Конспекты уроков для учителя 8 класс

Предложения с косвенной речью

Ход урока

1. Мобилизующий этап

На доске запись:

Хвалилась Редька чуть дыша Я с медом очень хороша.

А Мед не ставя Редьку в грош, сказал, ... ... ... ... ... .

(Д. Демин)

Учитель. Познакомьтесь с записью. Сформулируйте задание к упражнению.

Нужно восстановить стихотворные строчки Д. Демина. Вставить пропущенные знаки препинания.

Учащиеся сначала выполняют задание устно, затем записывают, вставляя недостающие знаки препинания. Правильный вариант:

Хвалилась Редька, чуть дыша: «Я с медом очень хороша».

А Мед, не ставя Редьку в грош, сказал, что он и так хорош.

Дополнительные задания:

1. Назовите одинаковые синтаксические конструкции в этих предложениях. Расскажите о знаках препинания при них.

2. Образуйте три группы слов с орфограммами в корне. Расскажите об их написании.

3. Укажите слова, последней морфемой в которых является суффикс.


2. Определение темы и цели урока

Учитель. Найдите основное отличие данных двух предложений. Укажите, с каким из этих языковых явлений вы менее знакомы, и сформулируйте тему сегодняшнего урока.

Одно из этих предложений с прямой речью, другое — с косвенной. Мы подробно говорили о прямой речи и немного — о косвенной. Значит, тема сегодняшнего урока: Предложения с косвенной речью.

Тему урока учитель записывает на доске.

Учитель. Отталкиваясь от темы, сформулируйте его цель.

Цель урока: познакомиться с ролью и особенностями оформления предложений с косвенной речью; учиться правильно использовать их в устной и письменной речи.

Цель этого урока формулируется по аналогии с целью уроков по изучению прямой речи и диалога.


3. Изучение нового материала

1. Пословица говорит, что (будто) в хорошей посуде и чай вкуснее.

2. Командир сказал, чтобы здесь остановились на привал.

3. «Где же река?» — спросил Сергей.

Сергей спросил, где река.

«Далеко до реки?» — спросил Сергей.

Сергей спросил, далеко ли до реки.

«Почему вы не вместе?» — допытывался Илья.

Илья допытывался, почему они не вместе.

Учитель. Прочитайте предложения под цифрой «три». Сравните между собой предложения, составляющие пару: с прямой и косвенной речью. Ответьте на вопросы:

1. Для передачи какой речи и от чьего лица служат предложения с косвенной речью?

2. Что передают предложения с прямой речью и чего они не могут передать?

3. Какой тип представляют предложения с прямой речью? Из скольких частей они состоят.

Учитель. Прочитайте первое предложение. Скажите, содержание какого вида предложений косвенно передается при помощи союзов что, будто.

Учащиеся отвечают.

Учитель. Прочитайте второе предложение. Скажите, содержание какого вида предложений косвенно передается при помощи союза чтобы.

Слушается ответ школьников.

Учитель. Еще раз прочитайте предложения с косвенной речью под номером 3. Скажите, содержание какого вида предложений косвенно передается при помощи местоимений и наречий что, кто, какой, как, когда. Во время ответа дополните этот перечень на основании прочитанных примеров.

Учащиеся отвечают.

Учитель. Вопрос, переданный в косвенной речи, называется косвенным. Скажите, ставится ли вопросительный знак после косвенного вопроса.

Слушается ответ школьников.

Учитель. Где обычно находятся слова автора в косвенной речи и каким образом они от нее отделяются?

Слушается ответ школьников.

Учитель. Обобщите изученный материал в порядке наблюдений.

Учащиеся сравнивают свой вывод с материалом учебника.


4. Закрепление изученного

Упражнение 1

1. Федя спросил не сварилась ... картошка.

2. Я сказал мальчикам ... заблудился и подсел к ним.

3. Они спросили меня ... я помолчали посторонились.

4. Илюша крикнул вслед Павлу ... он не оступился и не упал в реку.

5. Павел прислушался и сказал ... кулички летят.

(И. Тургенев)

1. [ ], (что).

2. [ ], (откуда).

3. [ ], (ли).

4. [ ], (что).

5. [ ], (чтобы).

Учитель. Познакомьтесь с данной записью. Найдите в этих предложениях общее.

Это предложения с косвенной речью.

Учитель. Рассмотрите схемы. Сформулируйте задание к упражнению.

Нужно вставить в предложения подходящие по смыслу союзы, местоимения, наречия или частицу ли. Написать их в соответствии со схемами. Поставить недостающие знаки препинания.

Первые предложения учащиеся обсуждают совместно с преподавателем, далее — в парах.

Дополнительные задания к упражнению:

1. Выделите одно предложение с косвенной речью из написанных в упражнении. (Предложение с союзом чтобы. В его составе побудительное предложение. В остальных — повествовательные и вопросительные.)

2. Исключите одно предложение с однородными членами. Обоснуйте свой ответ.

3. Сгруппируйте слова с орфограммой в приставке. Начните ответ с группы, к которой относится меньшее количество слов.

4. Назовите слово, в приставке и суффиксе которого одинаковое количество букв.


Упражнение 2

Журавлиные танцы — зрелище удивительно красивое и чуть комическое.

По своим техническим возможностям скрипка — самый подвижный и гибкий инструмент среди смычковых.

Умение работать, трудиться — это тоже талант.

(К. Станиславский)

Пишут только втроем: разум, чернила и перо.

Образец: Язык — это история народа.

(А. Куприн)

По словам А. Куприна, язык — это история народа.

А. Куприн утверждал, что язык — это история народа.

А. Куприн утверждал: «Язык — это история народа».

Учитель. Прочитайте предложения и образец к ним. Сформулируйте задание к упражнению.

Каждое предложение нужно перестроить так, чтобы одно было с вводными словами, другое — с косвенной речью, третье — с прямой речью.

Дополнительные задания к упражнению:

1. Найдите общие признаки в предложениях с косвенной речью.

2. Сравните роль союза и в предложениях с однородными членами.

3. Установите, в чем можно поставить знак равенства между словами втроем и умение.


Упражнение 3

Хозяин слона здоровается с Надей и просит ее не бояться, потому что слон очень добрый и любит детей. Девочка здоровается с хозяином слона, говорит [повеств.], и спрашивает кличку слона. Узнав, что слона зовут Томми, она здоровается с ним и говорит ему при этом, а потом спрашивает [вопрос.]. Слон не отвечает и только пожимает тоненькие пальчики своим подвижным сильным хоботом. Девочка интересуется [вопрос.]. За него говорит хозяин [повеств.].

(По А. Куприну)

Справка: как он спал эту ночь; что ни капельки не боится, что слон чай не пьет, но с удовольствием пьет сахарную воду и любит есть булки; пьет ли слон чай.

Учитель. Прочитайте текст. Познакомьтесь со справкой. Сформулируйте задание к упражнению.

Используя справку, нужно вставить в текст предложения с косвенной речью. При подборе предложений учитывать их вид и смысл. Поставить недостающие знаки препинания.

Задание выполняется и проверяется.

Дополнительные задания к упражнению:

1. Найдите в предложениях запятые, выполняющие разные синтаксические функции.

2. Сделайте синтаксический разбор предложения, в котором есть неоднородные определения.

3. Назовите слова с тремя орфограммами.


Словарно-орфографическая работа


хозяин

формат

манифестация

механизация



Учитель. Рассмотрите таблицу. Выполните предусмотренное в ней задание. Назовите новое словарное слово.

Это информация.

Учитель. Как вы понимаете значение слова информация?

Информация — это сведения об окружающем мире и протекающих в нем процессах.

Информация — это сообщения, рассказывающие о положении каких-либо дел, о состоянии чего-либо.

Учитель. Расскажите о написании слова информация. Дайте его морфологическую и морфемную характеристику.

Учащиеся выполняют задание.

Учитель. Составьте со словом информация три предложения с косвенной речью так, чтобы косвенная речь передавалась при помощи разного вида простых предложений в составе сложного.

Учащиеся выполняют задание. Проводится проверка.


5. Итог урока

Учитель. Еще раз полностью расскажите изученный материал о косвенной речи.

Обсуждается домашняя работа. Оценивается деятельность школьников на уроке.






Для любых предложений по сайту: [email protected]