Русский язык - Конспекты уроков для учителя 8 класс
Предложения с прямой речью
Ход урока
1. Мобилизующий этап
Запись на доске (или на карточке):
У меня есть два брата ... ... ... . Они очень любят смотреть диафильмы ... ... ... . Один раз смотрели они диафильм Кто как зимует? Алеша читал подписи под картинками. Вот он и прочитал Тетерева питаются сережками. А Сережа вдруг обиделся и сказал ... ... ... !
Справка: особенно Алеша; Алеша и Сережа.
Учитель. Познакомьтесь с записью и справкой к ней. Подумайте, какие синтаксические конструкции пропущены в рассказе. Сформулируйте задание к упражнению.
В рассказе пропущены три синтаксические конструкции: два обособленных члена предложения и прямая речь. Обособленные члены предложения нужно восстановить, используя справку, а прямую речь — по смыслу.
Учащиеся устно выполняют задание, восстанавливают текст рассказа. Устанавливают, какая лексическая единица используется в этом тексте. Правильный вариант:
У меня есть два брата, Алеша и Сережа. Они очень любят смотреть диафильмы, особенно Алеша. Вот один раз смотрели они диафильм «Кто как зимует?» Алеша читал подписи под картинками. Вот он и прочитал: «Тетерева питаются сережками». А Сережа вдруг обиделся и сказал: «Нет, пусть они лучше питаются Алешками».*
Учитель. Напишите восстановленный рассказ. Поставьте пропущенные знаки препинания.
Учащиеся повторяют практический материал об уточняющих обособленных членах, о написании собственных имен существительных в кавычках.)
2. Определение темы и цели урока
Учитель. Прочитайте два последних предложения рассказа. Укажите их главную общую синтаксическую особенность и сформулируйте тему сегодняшнего урока.
В двух последних предложениях рассказа есть прямая речь. Значит, тема сегодняшнего урока: Предложения с прямой речью.
Учитель записывает тему урока на доске.
Учитель. Отталкиваясь от темы и учитывая, что о прямой речи вы имеете определенное представление, поставьте цель урока.
Цель урока: повторить изученный материал о прямой речи; расширить знания по этой теме; учиться писать предложения с прямой речью.
При необходимости преподаватель может предложить для формулировки цели опорные слова: повторить, расширить, совершенствовать.
3. Актуализация знаний учащихся
Беседа:
— Какие вам известны способы передачи чужой речи?
— Что такое прямая речь?
— Как определяется прямая речь на письме?
— В каком случае между словами автора и прямой речью ставится двоеточие?
Ознакомление с новым материалом
Без слов автора |
Со словами автора |
|
I |
«Делайте, что хотите, я здесь уже не хозяин». |
«Делайте, что хотите,- отвечал им сухо Дубровский, — я здесь уже не хозяин». (А. Пушкин) |
II |
«Гей, добрый человек! Скажи, не знаешь ли, где дорога?» |
«Гей, добрый человек! — закричал ему ямщик. — Скажи, не знаешь ли, где дорога?» (А. Пушкин) |
III |
«Узнала меня? Помнишь отца моего?» |
«Узнала меня? — шепотом спросила Любка. — Помнишь отца моего?» (А. Фадеев) |
IV |
«Учиться нужно, дружок. Тогда все будет понятно». |
«Учиться нужно, дружок, — посоветовал инженер. — Тогда все будет понятно». (В. Шукшин) |
Учитель. Рассмотрим случаи, когда прямая речь разрывается словами автора. Прочитайте два предложения под номером I. Сравните их между собой. Скажите, какие знаки препинания ставятся, если слова автора разрывают предложение. С какой буквы в этом случае начинается вторая часть прямой речи.
Учащиеся делают вывод, составляют соответствующую схему предложения.
Учитель. А теперь узнаем, как оформляются предложения с прямой речью, если слова автора стоят на границе самостоятельных предложений. Прочитайте предложения под номером II. Скажите, какие знаки препинания ставятся после слов автора в этом случае и с какой буквы начинается прямая речь.
Учащиеся формулируют следующую часть правила.
Учитель. Сравните знаки препинания, которые стоят после первой части прямой речи в предложениях I и II части. Скажите, в каких случаях ставятся восклицательный и вопросительный знаки, а когда — запятая и тире.
Учащиеся формулируют правило полностью. Знакомятся с соответствующим материалом учебника.
4. Закрепление изученного
Упражнение 1
Что так скоро сказал пастушонок сразу огорчившись и тоже встал Одному скучно тут.
(А. Фадеев)
Послушай мужичок сказал я ему знаешь ли ты эту сторону?
(А. Пушкин)
Дедушка радостно перебивал Пашка ты слышал когда-нибудь, как во сне разговаривают птицы?
(Г. Федосеев)
Хорошо поешь брат хорошо ласково заметил Николай Иванович А теперь за тобой очередь Яша.
(И. Тургенев)
Учитель. Прочитайте предложения. Сопоставьте их с записью, которую мы использовали во время ознакомления с новым материалом. Сформулируйте задание к упражнению.
Нужно расположить предложения в соответствии с порядком изучения нового материала. Поставить в них недостающие знаки препинания.
Учащиеся выполняют задание в парах. Осуществляется проверка.
Дополнительные задания к упражнению:
1. Назовите синтаксические конструкции из написанного упражнения, которые есть в первом и третьем предложениях второй части таблицы, использованной для изучения нового материала. (Учащиеся находят обращения. Объясняют постановку знаков препинания при них.)
2. Укажите синтаксическую конструкцию, которая есть в упражнении 1, но их нет ни в одном предложении других упражнений. (Учащиеся находят обособленные обстоятельства.)
3. Сгруппируйте имена существительные и глаголы по орфограммам.
Упражнение 2
Поверьте говорил князь Долгоруков обращаясь к Багратиону что это больше ничего как хитрость.
(Л. Толстой)
Послушай Архип сказал он немного помолчав не дело ты затеял.
(А. Пушкин)
Эй Влас воскликнул Туман вглядевшись в него Здорово брат.
(И. Тургенев)
Чему усмехаешься спросил он меня нахмурясь Или ты не веришь, что я великий государь?
(А. Пушкин)
Так как же Аркадий заговорил опять Николай Петрович оборачиваясь к сыну сейчас закладывать лошадей, что ли?
(И. Тургенев)
Учитель. Прочитайте предложения. Выпишите из них те, в которых есть и обособленные обстоятельства, и обращения. Поставьте недостающие знаки препинания.
Учащиеся повторяют правило о написании предложений с прямой речью.
Дополнительные задания к упражнению:
1. Найдите слова с одинаковыми орфограммами в ненаписанном и написанных предложениях.
2. Составьте, начиная со слова закладывать, цепочку так, чтобы в словах постепенно уменьшалось количество морфем.
Упражнение 3
Сережа долго бродил по скрипучему гравию, пока не вышел к дому. «П! — а. — П. » Он подошел к стене каменного подвала приложил лицо к одной из отдушин и свистнул. «П? — а. — П!» Неистовый лай сразу наполнил весь сад и слышно было, как собака изо всех сил рвалась в темном подвале. «П! — а. — П!» Что-то стукнуло в подвале и собака залилась длинным прерывистым воем. «П! — а. — П!»
(По А. Куприну)
Справка: Цыц окаянная раздался снизу зверский крик.
Уймись.
В доме ее не может быть прошептал мальчик
В доме она выть станет.
Не смей бить закричал в исступлении Сергей.
Не смей бить собаку.
Арто, Артошечка Ты здесь позвал Сергей дрожащим шепотом Отзовись.
Учитель. Познакомьтесь с данной записью. Сформулируйте задание к упражнению.
Используя справку и ориентируясь на тему, нужно вставить в текст пропущенные предложения с прямой речью. Поставить недостающие знаки препинания.
Учащиеся восстанавливают предложения, работая устно вместе с преподавателем. Письменная часть задания выполняется индивидуально.
Дополнительные задания к упражнению:
1. Определите, какая запятая в предложениях без прямой речи является лишней. Ответ обоснуйте.
2. Назовите орфограммы, которые не упоминались при выполнении предыдущего упражнения.
3. Установите, к какой части речи может относиться слово лай. Дайте его звуковую характеристику.
5. Итог урока
Учитель. Расскажите правило постановки знаков препинания в предложениях с прямой речью, если слова автора стоят на границе самостоятельных предложений. Приведите примеры.
Обсуждается домашняя работа. Оценивается деятельность школьников на уроке.
* (См.: Григорян Л.Т. Язык мой — друг мой. М. С. 168.)