Простое глагольное сказуемое

Русский язык - Конспекты уроков для учителя 8 класс

Простое глагольное сказуемое

Ход урока

1. Мобилизующий этап

На доске запись:

Более двух с половиной тысяч лет назад в Вавилоне .?. водяные часы. Это .?. единственный прибор для измерения времени. Он .?. из высокого сосуда с отверстиями в дне. Время .?. количеством воды, вытекающем из сосуда. Течение времени .?. в ряде наших выражений: «срок .?. », «много воды .?.», «текущий год».

Учитель. Познакомьтесь с записью. Определите, какой член предложения пропущен. Сформулируйте задание к упражнению.

Вместо многоточий ввести в предложения недостающие сказуемые.

В случае затруднения учащимся можно предложить слова в справке: истечь, измерять, появляться, утечь, состоять, быть, сохраниться.

Учитель. Перечислите слова, которые вы ввели в предложения. Исключите их по одному по самостоятельно найденным признакам.

Задание выполняется в коллективной форме.

Возможный вариант: исключается слово был, так как в нем нет приставки, а в остальных словах есть; исключается слово появились, так как это глагол в форме множественного числа, а остальные — в форме единственного; исключается слово утекло, в нем приставка состоит из одной буквы, в оставшихся — из двух; исключается слово истек, в нем все согласные глухие; в оставшихся — звонкие и глухие; исключается слово измерялось, в нем приставка на з-, в оставшихся словах приставка со; исключается слово состоял, так как это глагол в форме мужского рода, а глагол сохранилось — среднего.


2. Определение темы и цели урока

Учитель. Определите, какую функцию выполняют эти слова в предложениях.

Эти слова выполняют функцию сказуемого.

Учитель. Какой частью речи выражены пропущенные сказуемые?

Пропущенные сказуемые выражены глаголами.

Учитель. Если сказуемое выражено глаголом, то как оно называется?

Оно называется глагольным сказуемым.

Учитель. Подумайте, каким является глагольное сказуемое (простым или сложным), если оно состоит из одного глагола, и сформулируйте тему сегодняшнего урока.

Если глагольное сказуемое состоит из одного глагола, то оно является простым глагольным сказуемым. Значит, тема сегодняшнего урока: Простое глагольное сказуемое.

Тему урока преподаватель записывает на доске.

Учитель. Отталкиваясь от темы, сформулируйте цель урока. Используйте для этого опорную запись.

Цель:

* повторить ... ... С как ... ...;

* познакомиться с ... ... ... и способами ... ... .

Цель урока: повторить изученный материал о сказуемом как о члене предложения; познакомиться с простым глагольным сказуемым и способами его выражения.


3. Актуализация знаний учащихся

Учитель. Скажите, что такое сказуемое, ответив на три моих вопроса одним предложением.

1. Каким членом предложения является сказуемое?

2. С каким членом предложения сказуемое обычно согласуется?

3. Какое значение имеет сказуемое, и чем оно выражается?

Учащиеся формулируют определение сказуемого как члена предложения.

Учитель. В зависимости от способа выражения сказуемое может быть простым глагольным, составным глагольным, составным именным. Как вы сами сказали, сегодня мы остановимся на простом глагольном сказуемом.


4. Изучение нового материала

На доске (или карточках) запись:

1. Наступило утро.

2. Наступает утро.

3. Наступит утро.

4. Наступило бы утро.

5. Полюбуйтесь на природу ранним утром!

Учитель. Прочитайте первое, второе и третье предложения. Выделите в них сказуемое. Скажите, какого вида сказуемое в этих предложениях?

В этих предложениях простое глагольное сказуемое.

Учитель. Уточните, какой формой глагола выражены сказуемые.

Сказуемые имеют формы изъявительного наклонения прошедшего, настоящего и будущего времени.

Учитель. Прочитайте четвертое предложение. Выделите в нем сказуемое. Установите, чем оно выражено.

Учащиеся выполняют задание.

Учитель. Выполните аналогичную работу с последним предложением.

Учащиеся выделяют сказуемое, устанавливают, чем оно выражено.

Учитель. Обобщите свои наблюдения. Скажите, сколькими глаголами и в какой форме выражается простое глагольное сказуемое.

Учащиеся формулируют вывод.

Учитель. Каким количеством слов выражается лексическое и грамматическое значение в простом глагольном сказуемом?

Расскажите все, что вы повторили и узнали нового о сказуемом по следующему плану:

1. Что такое сказуемое?

2. Какие бывают виды сказуемых?

3. Чем выражается простое глагольное сказуемое?

4. Каким количеством слов выражается лексическое и грамматическое значение простого глагольного сказуемого?


5. Закрепление изученного

Упражнение 1

Будет день — будет и ночь.

Держи язык за зубами.

Ласковым словом многого добьешься.

Держи язык на веревочке.

Ласковым словом и камень растопишь.

Будет зима — будет и лето.

Учитель. Прочитайте пословицы и поговорки. Обратите внимание на их особенности. В соответствии с темой урока сформулируйте задание к упражнению. Один из вариантов: сгруппировать пословицы и поговорки по нескольким признакам одновременно. Перечень признаков: смысл, синтаксическая особенность предложений, способ выражения сказуемого.

С первой парой предложений проводится коллективная работа, с остальными — самостоятельная.

Учитель. Назовите букву, которая в словах данных предложений представляет четыре разные орфограммы.

Например, буква е. В слове держи является проверяемой безударной гласной; в словах веревочка, камень — непроверяемой безударной гласной; в слове будет — безударной гласной в личном окончании глагола; в слове веревочке — в окончании имени существительного.

Учитель. Укажите предложение, в словах которого в общей сложности на один звук меньше, чем букв.

Учащиеся выполняют задание, обосновывая свою мысль.


Упражнение 2

К шести часам открывает синий глазок колокольчик, поднимают золотые головки одуванчики. К восьми часам распускаются желтая кувшинка и белая лилия. К вечеру расправляют лепестки душистый табак и луговая дрема.

(По Н. Надеждиной)

Многие живые организмы очень точно определяют время. Они узнают время морских приливов и отливов, лунных и годовых циклов. В определенное время просыпаются птицы пчела летит за взятком хищники выходят на охоту. Не зная времени животные не отыщут себе достаточно корма не приспособятся к смене сезонов года. Понаблюдайте за любым животным и вы увидите, что у него строжайший распорядок дня.

Справка: «биологические часы», цветочные часы.

Учитель. Прочитайте оба текста. Познакомьтесь со справкой. Сформулируйте первую часть задания к упражнению.

Нужно озаглавить оба текста.

Учитель. Проанализируйте тексты. Напишите тот из них, в котором больше способов выражения простого глагольного сказуемого.

Учащиеся работают со вторым текстом. Выделяют сказуемые в предложениях, указывают способ их выражения.

Учитель. Какая буква представляет такое же количество разных орфограмм в словах данного текста, как буква е в словах предыдущего упражнения? Какая буква задействована в большем количестве орфограмм?

Правильный ответ: в первом вопросе буква а, во втором — о.

Учитель. Теперь сравните между собой тексты о часах. Скажите, какие предложения в тексте о биологических часах по нескольким признакам отличаются от всех предложений первого текста.

Учащиеся находят в тексте о биологических часах два сложных предложения без однородных членов, рассказывают об их видах, знаках препинания в них.

Учитель. Выполните синтаксический разбор предложения из текста о биологических часах. В нем есть синтаксический признак, общий для всех предложений текста о цветочных часах, но оно не входит в выделенные предложения текста о биологических часах.

Учащиеся работают с предложением Не зная времени, животные не отыщут себе достаточно корма, не приспособятся к смене сезонов года.

В нем есть однородные члены предложения, но оно простое.

Учитель. Назовите самостоятельные части речи, в которых все согласные звонкие.

Времени, года, дня и др.


6. Итог урока

Учитель. Вспомните, о каком виде сказуемого мы вели речь на сегодняшнем уроке. Расскажите все о нем.

Учащиеся рассказывают о простом глагольном сказуемом.

Вариант домашнего задания: написать рассказ о каком-либо виде часов так, чтобы работа соответствовала теме урока.






Для любых предложений по сайту: [email protected]