Составное глагольное сказуемое

Русский язык - Конспекты уроков для учителя 8 класс

Составное глагольное сказуемое

Ход урока

1. Мобилизующий этап

На доске запись:

Капли дождя начали стучать по земле.

Медленно тянутся дни.

Солнце стояло над головой и жгло траву.

Воздух перестал струиться.

Учитель. Прочитайте предложения. Найдите в них общее.

Учащиеся характеризуют общие синтаксические признаки предложений.

Учитель. Расположите предложения в порядке увеличения в них количества членов.

Задание выполняется письменно в парах.


2. Повторение изученного

Учитель. Сравните между собой сказуемые написанных вами предложений. Найдите известный вам вид сказуемого и расскажите о нем.

Учащиеся выделяют простое глагольное сказуемое.


3. Определение темы и цели урока

Учитель. Назовите сказуемые в двух оставшихся предложениях. Обратите внимание, из скольких слов они состоят, какой частью речи выражены. В связи с этим скажите, как они могут называться и сформулируйте тему сегодняшнего урока.

В двух оставшихся предложениях сказуемые начали стучать и перестал струиться состоят из двух слов, выражены глаголами. Это составные глагольные сказуемые. Значит, тема сегодняшнего урока: Составное глагольное сказуемое.

Тему урока учитель записывает на доске.

Учитель. Отталкиваясь от темы урока, сформулируйте его цель.

Цель урока: познакомиться с определением составного глагольного сказуемого; узнать, чем оно выражается; научиться отличать от других видов сказуемого.


4. Изучение нового материала

Учитель. Мы выяснили, что составное глагольное сказуемое состоит из двух глаголов. Проанализируйте еще раз предложения с составным глагольным сказуемым. Скажите, в какой форме глагола выражается его основное лексическое значение, а какой глагол является вспомогательным и выражает грамматическое значение сказуемого?

Учитель при необходимости корректирует ответы учащихся. В результате формулируется определение составного глагольного сказуемого.

Учитель. Уточните, какие именно грамматические значения выражают вспомогательные глаголы.

Учащиеся сообщают о значении наклонения, времени.


Карточка 1

Музыкант продолжал играть.

Музыкант не мог играть.

Музыкант желал бы играть.

Учитель. Прочитайте предложения на карточке 1. Выделите вспомогательные глаголы составных глагольных сказуемых. Скажите, какие еще значения, кроме наклонения и времени, они могут выражать?

Учащиеся отмечают значение начала, конца действия.

Учитель. Скажите, какие глаголы часто употребляются в роли вспомогательных?

Учащиеся делают сообщение.

Учитель. Прочитайте предложения на карточке 2. Выделите в них сказуемые. Сделайте дополнительное сообщение о вспомогательном глаголе составного глагольного сказуемого.


Карточка 2

1. Мы рады с вами сотрудничать.

Мы должны с вами сотрудничать.

Мы готовы с вами сотрудничать.

2. Мы были бы рады с вами сотрудничать.

Учитель. Расскажите, что вы узнали сегодня о составном глагольном сказуемом.


5. Закрепление изученного

Упражнение 1

Ученый готов годами искать истину.

Звезды этой нескончаемой ночи начали блекнуть, исчезать.

От горячих лучей солнца стал плавиться снег.

Всякое учение должно начинаться с любви к изучаемому предмету.

Однажды встретившись, мы не можем расстаться с произведениями искусства до конца жизни.

2 [ ] + 3 [ ]

Учитель. Прочитайте предложения. Сформулируйте задание к упражнению, учитывая тему урока и используя формулу.

Нужно сгруппировать предложения в зависимости от слов, которые использованы в составном глагольном сказуемом. В первую группу включить предложения, в сказуемых которых роль вспомогательного глагола выполняет краткое прилагательное. Во вторую — предложения, в сказуемых которых имеется вспомогательный глагол.

Задание сначала выполняется коллективной, затем в парах с последующей проверкой.

Учитель. Назовите слова с орфограммами, которые встречаются в этих предложениях один раз.

Задание выполняется коллективно.

Учитель. Выполните синтаксический разбор предложения с деепричастным оборотом.

Задание выполняется индивидуально.


Упражнение 2

I. Солнце приблизилось к горизонту.

Тучи покружились и медленно удалились.

Стучали ставни, ветер завывал в трубе.

II. Через некоторое время небо начало наливаться чистой и слабой синевой.

Жара понемногу начала спадать.

Это заставляло бледнеть и мужчин, и женщин, и детей.

Образец: Лекарственный дух степных растений поселился в комнате. Его не смог вытеснить даже запах отцветающих за окнами лип.

Учитель. Прочитайте предложения под цифрами I и II. Познакомьтесь с образцом. Установите, в какой смысловой связи находятся данные в нем предложения. Сформулируйте задание к упражнению. Не забывайте о теме урока.

В образце предложения находятся в причинно-следственной связи. Значит, из предложений I и II нужно составить пары с таким же видом связи. Выделить в них сказуемые.

Задание выполняется в парах или группах.

Учитель. Назовите орфограммы, которые имеются в словах составных глагольных сказуемых. Предварительно их сгруппируйте.

Задание выполняется коллективно.

Учитель. Выделите из предложений слова, в которых буква о выполняет разные функции.

В слове небо буква о является окончанием; в слове медленно — суффиксом; в слове горизонту — непроверяемой безударной гласной в корне; покружились — безударной гласной в приставке.


Упражнение 3

Учащимся предлагается репродукция картины «Тройка». Проводится краткая беседа о художнике В. Перове, о П. М. Третьякове и Третьяковской галерее. После этого школьники знакомятся с текстом.

Однажды к Перову тихонько постучали. Он увидел на крыльце бледную усталую крестьянку. Она робко протянула ему в качестве подарка узелок с яйцами и заплакала: «Сыночек-то мой...».

Умер ее сын, с которого Перов несколько лет назад писал известную картину «Тройка». Мать, продав все, пришла купить эту картину.

Перов решил, что он должен отвести мать в Третьяковскую галерею, где к тому времени находилась картина, купленная известным собирателем Третьяковым. Едва вошли в зал, в котором была картина, женщина, увидев родного сына ахнула и упала на колени. Прийдя в себя, мать стала рассматривать картину.

Бедно одетые дети тянут тяжелые сани. Впереди Вася. У него бледное усталое лицо, мы словно чувствуем его прерывистое дыхание. Долго мать не могла налюбоваться любимым сыночком. Потом сказала Перову, что она довольна встречей с сыном. Художник не мог быть взволнован. Его работа помогла смягчить материнское горе.

Учитель. Прочитайте текст. Рассмотрите формулу. Сформулируйте задание к упражнению.

Из исходного текста нужно исключить предложения с простым глагольным сказуемым. Написать сжатый текст.

Учащиеся подчеркивают составные глагольные сказуемые.

Учитель. Добавьте к группам с орфограммами, выделенными в предыдущем упражнении, новые группы слов. Напоминаю, что группы формируются из слов, входящих в составное глагольное сказуемое.


6. Итог урока

Учитель. С каким видом сказуемого вы познакомились на сегодняшнем уроке? Расскажите все, что вы узнали о составном глагольном сказуемом.

Обсуждается домашняя работа. Оценивается деятельность учащихся на уроке.






Для любых предложений по сайту: [email protected]