СОСТАВНЫЕ СКАЗУЕМЫЕ. СОСТАВНОЕ ГЛАГОЛЬНОЕ СКАЗУЕМОЕ - ГЛАВНЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ - ДВУСОСТАВНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

Уроки Русского языка в 8 классе

СОСТАВНЫЕ СКАЗУЕМЫЕ. СОСТАВНОЕ ГЛАГОЛЬНОЕ СКАЗУЕМОЕ - ГЛАВНЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ - ДВУСОСТАВНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

Цель урока: дать понятие о составных сказуемых — глагольных и именных; формирование умений: 1) различать сказуемые по составу слов, по способу выражения лексического и грамматического значений; 2) стилистически различать простые и составные глагольные сказуемые.


I. Проверка домашнего задания.


II. Орфографическая работа.

Старается не поддаться; уверенность передается другим; не захочет вырваться; тихо красться; нам удастся увидеть, план может не удаться; создастся впечатление, могло создаться неправильное мнение.


III. Анализ предложений упр. 129 (устно).


IV. Самостоятельная работа с материалами § 13.

Учащиеся читают параграф, готовятся к ответам на вопросы, которые желательно заранее написать на доске.

— Из каких частей состоит составное глагольное сказуемое?

— Какая из частей выражает грамматическое значение сказуемого? основное лексическое значение?

— Какие грамматические значения могут выражать вспомогательные глаголы?

— Какие глаголы чаще всего употребляются в качестве вспомогательных? Какие лексические значения сказуемого они могут выражать?

— Какие прилагательные могут выступать в роли вспомогательных глаголов?

По мере работы по вопросам составляется схема, которую учащиеся чертят в раздел ученического словаря «Таблицы и схемы обобщающего характера»1.


Составное глагольное сказуемое


Вспомогат. глаг. или кратк. прил. (грамматическое значение сказуемого; выражают значения начала, конца, продолжительности действия, его желаемости или возможности):

+ неопред. форма глаг. (основное лексическое значение сказуемого)

Я стал, начал, кончил, собирался, мог, хотел, должен, рад, обязан, готов, намерен

+ изучать английский


V. Закрепление материала.

1. Упр. 130, 131 (устно).

2. Запись текста.

Учащиеся подчеркивают сказуемые, указывают, какие они, чем выражены.

Датчанин Иоганн Даль преуспел в изучении языков. Вначале он начал изучать немецкий, французский, затем английский, русский и блестяще овладел ими. Всего он знал семь языков.

Слава о талантливом лингвисте дошла до Санкт-Петербурга, и Екатерина II решила пригласить его на должность библиотекаря. Молодой ученый прибыл в русскую столицу и решил остаться в России. Он готов был верно и преданно служить ей. Даль стремился всю жизнь заниматься не только интересным для него, но и полезным для общества делом. Эту черту впоследствии будет стараться унаследовать от отца и старший сын Владимир. В России не хватало врачей, и Иоганн решил посвятить себя медицине. Позднее он будет подписывать свое имя на русский лад: «Иван Матвеев сын Даль».

(По М. Бессараб.)

— Подберите однокоренные слова к слову посвятить (медицине).

— Найдите глагол, строение которого соответствует схеме


Домашнее задание: упр. 137; выписать в словарь слова из рамочки на с. 62, запомнить их написание.


1 Или работа по книге: Богданова Г. А., Кириченко Г. И. Русский язык // Все предметы школьной программы в схемах и таблицах.— М., 1998.






Для любых предложений по сайту: [email protected]