ПОВТОРИМ ОРФОГРАФИЮ! - Урок 2 - ГЛАВНЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ - ДВУСОСТАВНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

Уроки Русского языка в 8 классе

ПОВТОРИМ ОРФОГРАФИЮ! - Урок 2 - ГЛАВНЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ - ДВУСОСТАВНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

I. Систематизация сведений о правописании глаголов проводится на данном уроке следующим образом: повторяются правила и способы действия по их применению; на доске и в разделе ученического словаря «Таблицы обобщающего характера» вычерчивается схема; примеры записываются в тетради; объясняется выбор орфограмм в глаголах.


ПРАВОПИСАНИЕ ГЛАГОЛОВ

После шипящих на конце глаголов пишется ь


Личные окончания глаголов I и II спряжения

image17


Если личные окончания ударные, пишем ту гласную, которую слышим: кричать (II) — кричит — кричим.

Для правильного написания безударных личных окончаний необходимо определять спряжение глагола.


Остальные глаголы относятся к I спряжению

(писать, бороться, толкать, плясать и пр.)

Запомните: глаголы на -ять: сеять, веять, реять, таять, чуять, лаять, каяться, маяться, надеяться, лелеять, затеять, чаять, блеять и др.— относятся к I спряжению.


Повторяется порядок действий при выборе написания безударных личных окончаний глагола.

Чтобы не ошибиться в написании безударных личных окончаний глагола, необходимо:

поставить глагол в начальную (неопределенную) форму; выяснить, оканчивается ли он на -ить и является ли глаголом- исключением;

определить спряжение глагола;

вспомнить личные окончания глагола в этой форме.

Например: бре..шь — брить, исключение, I спр., окончание –ешь — бреешь;

стро..шь — строить, глагол на -ить, II спр., окончание -ишь — строишь.

Глаголы с приставкой вы-

Приставка вы- часто перетягивает на себя ударение, делая окончание безударным. Спряжение глагола с приставкой вы- следует определять бесприставочной формой этого же глагола. Если окончание станет ударным, спряжение глагола определяется по этому окончанию, а не по неопределенной форме:

выспится — спится — II спр.

вымокнет — мокнет — мокнуть — I спр.


В глаголах пишется

-ться

-тся

в неопределенной форме

(смеяться, развеваться).

в 3-м лице

(он смеется, знамя развевается).


Порядок действий, помогающий правильно определить написание -ться — -тся в глаголе:

— найдите слово, с которым связан глагол; задайте от него к глаголу вопрос;

— если в вопросе есть мягкий знак (что делать? что сделать?), то это глагол в неопределенной форме и ь обязателен;

— если в вопросе нет мягкого знака (что делает? что сделает?), то это глагол 3-го лица, ь не пишется.

Кто умеет (что делать?) веселиться, неопр. ф. того горе (что делает?) боится. 3-е л.


-тся — -ться в безличных глаголах

Отличайте форму 3-го лица от неопределенной формы:

— Вопрос можно поставить только к неопределенной форме глагола: Чем (что делать?) сердиться, лучше (что сделать?) помириться.

К глаголам 3-го лица поставить вопрос трудно: Мне хочется наст. вр. чаю.

— Используйте прием замены глаголом прошедшего времени: Мне хотелось пр. вр. чаю. Подобная замена глагола в неопределенной форме невозможна.

— Ему хочется выпить чаю. В составном глагольном сказуемом вспомогательный глагол всегда стоит в 3-м лице, а основной — в неопределенной форме.


Запомните: написание глагола в повелительном наклонении НЕ зависит от спряжения глагола!

Глагол

Спряжение

2-е л. ед. ч.

2-е л. мн. ч.

стукнуть


вертеть


намазать


обнаружить

I


II


I


II


намажь


обнаружь


намажьте


обнаружьте



Обратите внимание на употребление и написание глаголов в повелительном и изъявительном наклонении.


Повелительное наклонение

Изъявительное наклонение

Глагол обозначает побуждение к действию (просьбу, совет, приказ) — пишем и:






Действие происходит в настоящем или будущем времени. Для правильного написания необходимо определить спряжение глагола.

Если глагол II спряжения, то написание формы изъявительного наклонения совпадет с написанием формы повелительного наклонения:

Если глагол I спряжения, в окончании пишем -ете:


В прошедшем времени перед суффиксом -л- сохраняется та гласная, которая стоит перед -ть в неопределенной форме:



II. Тренировочные упражнения (по выбору учителя).

1. Не забудьте взять удочки, сжечь дотла, упадешь навзничь, ешьте аккуратно, сделаешь вовремя, утешьте малыша, превозмочь боль, не сберечь лисьей шубы, увидишь картинную галерею, мчишься прочь, услышишь шепот, потом расскажете эту историю, снег подтаял, не портите газон, подклеил конверт, встанешь пораньше, нарежьте потоньше, повторяешь точь-в-точь, пустишься вскачь, придется задуматься, заутюжьте складки, пробираешься сквозь заросли, пренебречь советом, представьте себе, немного нездоровится.

2. 1) Не будете закаляться — не выдержите всех трудностей похода. 2) Разговор как-то не клеился. 3) Вытрите руки полотенцем. 4) Когда вытрете, повесьте его сушить. 5) Вы сильны и не прибегнете к чужой помощи. 6) Если выдастся теплый денек, поедем за город. 7) Как вы опишете эту историю? 8) Варька колет лучину и мурлычет песенку. 9) Таяли облака. 10) Где строишь, там и роешь.


Домашнее задание: упр. 39, 123.






Для любых предложений по сайту: [email protected]