ОДНОРОДНЫЕ И НЕОДНОРОДНЫЕ ОПРЕДЕЛЕНИЯ - ОДНОРОДНЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

Уроки Русского языка в 8 классе

ОДНОРОДНЫЕ И НЕОДНОРОДНЫЕ ОПРЕДЕЛЕНИЯ - ОДНОРОДНЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

Цель урока: формирование умения различать однородные и неоднородные определения и пунктуационно правильно оформлять их.


I. Проверка домашнего задания.

1) Упр. 261. 2) Один из учеников составляет план § 26. 3) Фронтальный опрос по пунктам плана § 26.


II. Знакомство с новым материалом.

Разбор предложения Под дубами прятались низенькие одноэтажные домики.

Внимание учащихся обращается на то, что оба определения относятся к одному слову, отвечают на один и тот же вопрос, но запятой между ними нет, так как определения по указанным признакам не всегда однородные.

Запись на доске.


Цвет

Размер

Вкус

Форма

Из чего сделан предмет

белый

синий

красный

большой

маленький

огромный

сладкий

горький

кислый

круглый

квадратный

прямоугольный

шерстяной

ситцевый

шелковый


— Прилагательные каждой колонки характеризуют предмет с одной стороны: по цвету, размеру, вкусу, форме и т. д. Определения, выраженные такими прилагательными, будут однородными.

Сравните примеры: 1) На поляне пестрели белые, синие, красные цветы.— Мама купила большой (размер) красный (цвет) сладкий (вкус) арбуз. 2) На прилавке лежали шерстяные, шелковые, ситцевые платки.— Белая шерстяная кофта висела на спинке стула. Но такие определения могут быть и однородными, если они объединены общим понятием: Серое, дождливое, хмурое небо висело над нами (все определения объединены одним общим понятием — небо осеннее, невзрачное).

Определения однородны, если второе и последующие поясняют первое: Раздался страшный, оглушительный удар грома.

Запись предложений и их анализ.

1) Наступила ясная, теплая (т. е. чудесная) ночь. 2) Широкая, ласковая (т. е. добрая) улыбка озарила ее лицо. 3) Косой, мерзлый (т. е. противный) дождь хлестал в лицо. (И. Гончаров.) 4) Его горячее желание — видеть жизнь свободной, разумной, красивой (т. е. счастливой). (М. Горький.)

Определения однородны, если одно из них имеет значение причины: 1) Надвигался знойный, тяжелый день. (К. Паустовский.) (Знойный, поэтому тяжелый.) 2) Медленно всходила красная, угрюмая луна. (М. Горький.) 3) От земли поднимался душный, теплый запах. (М. Горький.) 4) Голубенький, чистый подснежник-цветок, а подле сквозистый, последний снежок. (А. Майков.)

Однородными бывают одиночные определения и стоящие за ними определения, выраженные причастным оборотом: 1) Нивы печальные, снегом покрытые. (И. Тургенев.) 2) Маленькая, празднично разодетая девочка теребила край синего фартука. (К. Паустовский.) 3) В темный, густо заросший угол сада доносилась военная музыка. (М. Горький.)


III. Закрепление материала.

Анализ предложений.

1) После грозовых дождей наступила холодная, ясная погода. (Л. Толстой.) 2) Над прибрежными травами низко вились несметные бледно-зеленые мотыльки. (И. Бунин.) 3) Концы накидки она мяла длинными смуглыми пальцами маленьких красивых рук. (М. Горький.) 4) Вот предо мной широкая прямая дорога вдаль, по сторонам ее неподвижно стоят старые печальные березы. (М. Горький.) 5) Во мне эта песня будила странное, большое и жуткое чувство. (М. Горький.)


Домашнее задание: правило на с. 117; упр. 266 (устно), 267 (письменно).






Для любых предложений по сайту: [email protected]