Уроки Русского языка в 8 классе
ОДНОРОДНЫЕ И НЕОДНОРОДНЫЕ ОПРЕДЕЛЕНИЯ - Урок 2 - ОДНОРОДНЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ
I. Орфографическая работа.
Диктуется слово, учащиеся определяют вид орфограммы и записывают свои три примера с такой же орфограммой в слове.
Построит, построил, построенный, изба построена, построил бы, построив, строящий.
— От чего зависит выбор гласной перед в суффиксе действительного причастия настоящего времени? в окончании глаголов в настоящем и будущем времени? перед нн и н в причастии?
II. Проверка домашнего задания.
III. Тренировочные упражнения.
1. Упр. 268, ч. 1 (устно).
2. Объяснительный диктант.
1) Великолепное, ласковое солнце весны улыбалось в ясном небе. (М. Горький.) 2) Река уходила торжественным поворотом в золотые, синие от осени леса. (К. Паустовский.) 3) Люди мечтают о длинном лете, а я мечтаю о длинной, теплой, туманной осени. (К. Паустовский.) 4) В морозные зимние дни продолжается скрытая жизнь в лесу. (И. Соколов-Микитов.) 5) У девушки была длинная черная коса на спине, смуглое лицо с маленькими темными родинками, узкий правильный нос. (И. Бунин.) 6) На ней было длинное шелковое платье цвета золотистой луковой шелухи. (И. Бунин.) 7) И вдруг я близехонько увидел длинный скалистый берег и пустые зеленые равнины. (И. Гончаров.) 8) Мы переходили речку через длинный каменный мост. (И. Гончаров.)
3. Упр. 268, ч. 2 (письменно).
IV. Диктант «Проверь себя».
Мальчик бережно положил руки на клавиши, закрыл на мгновение глаза. И вот из-под его пальцев полились торжественные, величавые аккорды. Странно было видеть и слушать, как этот маленький человечек извлекал из инструмента такие мощные, смелые, полные звуки. И лицо его как будто бы сразу преобразилось, просветлело и стало почти прекрасным. Бледные губы его слегка полуоткрылись, а глаза еще больше увеличились и сделались глубокими, влажными и сияющими!
(По А. Куприну.)
— Какой прием использует писатель во 2-м и 3-м предложениях, чтобы усилить впечатление от игры маленького музыканта? (Прием нагнетания синонимов — градацию (без употребления термина): торжественное, величественное, мощное, смелое, полное.)
— Подчеркните грамматическую основу в последнем предложении.
Домашнее задание: упр. 269.