ПОНЯТИЕ ОБ ОБОСОБЛЕННЫХ ЧЛЕНАХ ПРЕДЛОЖЕНИЯ - ПРЕДЛОЖЕНИЯ С ОБОСОБЛЕННЫМИ ЧЛЕНАМИ

Уроки Русского языка в 8 классе

ПОНЯТИЕ ОБ ОБОСОБЛЕННЫХ ЧЛЕНАХ ПРЕДЛОЖЕНИЯ - ПРЕДЛОЖЕНИЯ С ОБОСОБЛЕННЫМИ ЧЛЕНАМИ

Цель урока: дать понятие обособления; показать, что обособление — один из способов смыслового выделения (или уточнения) части предложения; формирование умений: 1) выделять интонационно обособленные члены; 2) проводить синонимическую замену обособленных членов; 3) правильно ставить знаки препинания при обособленных членах.


I. Орфографическая работа.

Не прекращающийся в течение дня дождь, среди никем не нарушаемой тишины, рассеявший тучи, встревоженный пренеприятным известием, непродуманное решение, неразгаданные тайны, не склеив конверты, стены не выкрашены, не приехавший на встречу с друзьями, не заметивший неприятеля, не терпящий боли, хорошо размешанный раствор.


II. Объяснение нового материала.

1. На доске записаны предложения Свежий ветер подгонял лодку рыбака.— Дующий ветер подгонял лодку.— Свежий ветер, дующий с моря, подгонял лодку.— Свежий ветер дул с моря, подгоняя лодку.

При анализе предложений учащиеся вспоминают о согласованных (свежий ветер) и несогласованных (лодка (чья?) рыбака) определениях. Дается понятие распространенных определений. Для закрепления умения различать распространенные и нераспространенные определения можно предложить распространить согласованные определения, выраженные причастием и прилагательным, в предложениях: 1) Было больно смотреть на ослепительно сверкавший снег. (Возможные варианты: ... на снег, ослепительно сверкавший на солнце; ... на ослепительно сверкавший на солнце снег.) 2) Розовощекие малыши легко скользили по льду. (Возможные варианты: Малыши, розовощекие от мороза, ...; розовощекие от мороза малыши...) Записывается один из предложенных вариантов. Учитель обращает внимание класса на то, что обособленные члены предложения выделяются интонацией, чем подчеркивается их особое значение среди других второстепенных членов как средства усиления выразительности речи.

Чтобы восьмиклассники поняли, в чем еще заключается это особое значение, им предлагается в предложениях с обособленным определением, выраженным причастным оборотом, заменить причастие глаголом, от которого оно образовано: дующий — дует, сверкавший — сверкал, показав тем самым, что это как бы добавочное сказуемое к главному. В предложении же Свежий ветер дул с моря, подгоняя волны обстоятельство, выраженное деепричастным оборотом, вносит добавочное к основному глаголу действие — дул и подгонял,

2. Анализ предложений.

1) Следы пребывания на Земле динозавров — ископаемых гигантских ящеров — впервые были обнаружены в начале XIX века.

2) Ничего не слышно, кроме шума листьев в саду.

Делается общий вывод: обособленными могут быть второстепенные члены предложения — определение, приложение, обстоятельство, дополнение.

3. Задание учащимся: из двух предложений сделать одно с обособленным членом.

1. На вершине гор лежали густые облака. Они не позволяли различать верхние их очертания.— На вершине гор лежали густые облака, не позволяющие различать верхние их очертания. (К. Паустовский.)

— Сохранились ли при замене оба сообщения в равном значении, или одно из них стало добавочным, дополнительным? Какое? К какому члену замененного предложения приближается по значению это обособленное определение?

Делается вывод: обособленные члены, помимо основного значения, выполняют функцию добавочного (второстепенного) сказуемого, приближаясь к нему по значению.

2. 1) Неожиданно застучали крупные капли дождя. Они заставили нас искать убежище. 2) Степь очаровала нас. Она была покрыта ярким ковром весенних цветов.

4. Запись предложения Очищенная от снега и посыпанная песком дорожка вела вниз с террасы на террасу.

— Измените порядок слов в предложении так, чтобы интонационно выделить определение по смыслу. Что изменилось?

Учитель обращает внимание учащихся на то, что паузы, выделяющие обособленные обороты, как бы замедляют речь, делают ее более плавной. Такое замедление вполне уместно, если соответствует содержанию высказывания.


III. Тренировочное упражнение.

Учащиеся записывают предложения, графически объясняя постановку знаков препинания.

1) Вдруг мимо меня, погоняемые знакомыми мальчишками, поднимая пыль, промчался отдохнувший табун. (И. Тургенев.) 2) Плох человек, ничего не знающий и не пытающийся что-либо узнать. (Пословица.)


Домашнее задание: правило на с. 133 (п. 2, 3); упр. 300, 302, 305.






Для любых предложений по сайту: [email protected]