ОБОСОБЛЕНИЕ СОГЛАСОВАННЫХ РАСПРОСТРАНЕННЫХ И НЕРАСПРОСТРАНЕННЫХ ОПРЕДЕЛЕНИЙ - ПРЕДЛОЖЕНИЯ С ОБОСОБЛЕННЫМИ ЧЛЕНАМИ

Уроки Русского языка в 8 классе

ОБОСОБЛЕНИЕ СОГЛАСОВАННЫХ РАСПРОСТРАНЕННЫХ И НЕРАСПРОСТРАНЕННЫХ ОПРЕДЕЛЕНИЙ - ПРЕДЛОЖЕНИЯ С ОБОСОБЛЕННЫМИ ЧЛЕНАМИ

Цель урока: усвоение общих правил обособления согласованных распространенных и нераспространенных определений; формирование умений: 1) находить грамматические условия обособления определений, выраженных причастными оборотами и прилагательными с зависимыми словами, распространенными приложениями, а также двумя (тремя) согласованными одиночными определениями, относящимися к существительному; 2) интонационно правильно произносить их.


I. Проверка домашнего задания.


II. Объяснение нового материала.

Анализ предложений.

(Волнистой чертой подчеркивается обособленное определение; выясняется, чем оно выражено; указывается место определяемого слова — оно заключается в рамочку.)

image22

Делается вывод о том, что обособленные определения могут быть выражены причастными оборотами, прилагательными с зависимыми словами, распространенными приложениями, одиночными прилагательными, относящимися к существительному. Они нередко употребляются для усиления образной, эмоциональной значимости.

— Какое место по отношению к определяемому слову занимают в данных предложениях эти определения? (Стоят после определяемого слова.)

— Перестройте (устно) предложения под № 2 так, чтобы определения стояли перед определяемыми словами. Сравните их с записанными.

— Какие из них явственнее подчеркивают впечатление от музыки, какие дают более спокойное описание?

— Как эти различия влияют на интонацию предложения? (В последнем предложении изменение места определяемого слова при распространенном приложении не исключает обособления. Ср.: Орлы, жители гор, добывают пищу на равнине.)


III. Закрепление материала.

Запись предложений.

а) Порядок работы следующий: диктуется предложение. Учащиеся должны установить, указывает ли интонация на наличие обособления. Затем предложение записывается, графически объясняется постановка знаков препинания в нем. После записи предложения меняется положение определяемого слова; устанавливается, что в таком случае меняется в предложении. (С целью экономии времени можно записать не все переделанные предложения, а выборочно по усмотрению учителя — 2—3, в остальных замена производится устно.)

1) Спят леса лиственные, промерзшие, заиндевевшие, в пуховых валенках, хвойные снежные шубы накинули. Ночь, вьюжная, морозная, длинною кажется. (В. Бианки.) 2) Не переставая, лил дождь, косой и мелкий. (А. Толстой.) 3) В овраге, размытом весенними водами, обнажились разноцветные пласты глины. 4) Кусты голубики, усеянные дымчато-лиловыми ягодами, виднеются между деревьями. 5) Бекас, небольшая серенькая птичка, пролетела над кустом. 6) Одуванчик — медоносное растение — можно встретить повсюду. 7) Сухой бурьян летел по пашням в даль, темную, неприветливую.

Учитель обращает внимание учащихся на то, что обязательно обособляются два или несколько нераспространенных определений, стоящих после определяемого существительного, если перед ним уже есть определение.

image24

Необходимо уделить внимание сложным случаям обособления распространенных определений, когда совмещается несколько пунктуационных задач1.

1) Холодный ветер, резкий и упорный, кидает нас, и тяжело грести. (И. Бунин.) 2) В воздухе закружилась сухая трава, листва, сорванная с деревьев, и мелкие сучья. (В. Арсеньев.) 3) Созвездия, холодные, как крупинки льда, плавали в воде. (К. Паустовский.) 4) Песня журчала, как лесной ключ, тихая, чистая, несмолкаемая. (Б. Полевой.) 5) На лес, озябший и нагой, вдруг упадут сырые снегопады. (Л. Татьяничева.) 6) Почти все газели, и африканские, и азиатские, не признают тесноты лесов. (И. Акимушкин.) 7) Новые взрывы, то более близкие, то отдаленные, потрясли землю и воздух. (А. Фадеев.)

б) Запись предложений.

Учащиеся сравнивают, чем являются в предложениях выделенные слова.

Грибоедов — автор бессмертной комедии «Горе от ума». Грибоедов — автор бессмертной комедии «Горе от ума» — был одним из образованнейших людей своего времени.


Домашнее задание: упр. 299, 303, 304.


1 См.: Никеров А. Предупреждение пунктуационных ошибок учащихся.— М., 1985.






Для любых предложений по сайту: [email protected]