ОБОСОБЛЕНИЕ ОПРЕДЕЛЕНИЙ И ПРИЛОЖЕНИЙ, ОТНОСЯЩИХСЯ К ЛИЧНОМУ МЕСТОИМЕНИЮ - ПРЕДЛОЖЕНИЯ С ОБОСОБЛЕННЫМИ ЧЛЕНАМИ

Уроки Русского языка в 8 классе

ОБОСОБЛЕНИЕ ОПРЕДЕЛЕНИЙ И ПРИЛОЖЕНИЙ, ОТНОСЯЩИХСЯ К ЛИЧНОМУ МЕСТОИМЕНИЮ - ПРЕДЛОЖЕНИЯ С ОБОСОБЛЕННЫМИ ЧЛЕНАМИ

Цель урока: формирование умений: 1) обособлять определения, относящиеся к личному местоимению; 2) графически объяснять условия обособления второстепенных членов; 3) выразительно читать предложения с обособленными членами.


I. Орфографическая работа.

Не подумав о предстоящих преобразованиях; не усиливающийся, а утихающий шум; не преодолев препятствия; не думавший о целостности восприятия произведения; не боящийся опасности; не участвуя в соревновании; не встретив его впоследствии.


II. Фронтальный опрос.

1. В чем заключается грамматическое значение обособленных членов предложения? (Помимо своей основной роли, они выполняют функцию второстепенного (добавочного) сказуемого, приближаясь к нему по значению.)

2. Каковы особенности значения предложений с обособленными членами?

3. Расскажите о знаках препинания при обособленных определениях, выраженных причастным оборотом. Приведите примеры.


III. Объяснение нового материала.

Запись предложений, их анализ.

1. Врач Сергеева прибыла к геологам.

Внимание учащихся обращается на то, что определения, относящиеся к личному местоимению и стоящие перед ним, имеют обстоятельственное значение: Не мог говорить (почему?), так как был измучен.

— Имеет ли значение для постановки знаков препинания место определения по отношению к определяемому слову, если последнее выражено личным местоимением? (Нет.)


IV. Закрепление материала.

1. Чтение правила на с. 134 (п. 1).

2. Запись с объяснением.

1) Грозой оторванный листок, я вырос в сумрачных стенах, душой дитя, судьбой монах. (М. Лермонтов.) 2) Да о чем тебе, молодцу, кручиниться? (М. Лермонтов.) 3) Сумерки, но мы, дети, еще на улице. (Ю. Олеша.) 4) Он даже снился мне, этот рояль. (К. Паустовский.) 5) Не забывайте, что мы — инженеры и химики — привыкли думать формулами. (К. Паустовский.) 6) Высокий, широкоплечий, он обладал атлетическим сложением. 7) Увлеченные рассказом, мы ничего не замечали вокруг. 8) Наивный и доверчивый, он верил в правдивость самых невероятных историй.

Анализируя примеры, учитель привлекает внимание учащихся к тому, что обособленные определения, относящиеся к личным местоимениям, обычно заключают в себе эмоциональную характеристику лица или предмета.


V. Объяснительный диктант.

Есть памятники искусства, особенно красноречиво свидетельствующие о творческом гении создавшего их народа. Таким произведением русской культуры является Петергоф — один из замечательнейших пригородов Санкт-Петербурга.

Город парков, садов и фонтанов, он вместил в своих сокровищах не одну эпоху развития русской художественной мысли. Обширные парковые комплексы занимают территорию 800 гектаров. Создававшиеся в течение двух с половиной столетий, они отразили разнообразие стилевых особенностей садово-паркового искусства. Петергофские ансамбли, пленяющие взор и радующие сердце, хранят величие прошлого.

(По Н. Федоровой.)


Домашнее задание: § 29; упр. 306, 307.






Для любых предложений по сайту: [email protected]