ОБОСОБЛЕНИЕ ОПРЕДЕЛЕНИЙ С ОБСТОЯТЕЛЬСТВЕННЫМ ОТТЕНКОМ. ОБОСОБЛЕНИЕ НЕСОГЛАСОВАННЫХ ОПРЕДЕЛЕНИЙ - ПРЕДЛОЖЕНИЯ С ОБОСОБЛЕННЫМИ ЧЛЕНАМИ

Уроки Русского языка в 8 классе

ОБОСОБЛЕНИЕ ОПРЕДЕЛЕНИЙ С ОБСТОЯТЕЛЬСТВЕННЫМ ОТТЕНКОМ. ОБОСОБЛЕНИЕ НЕСОГЛАСОВАННЫХ ОПРЕДЕЛЕНИЙ - ПРЕДЛОЖЕНИЯ С ОБОСОБЛЕННЫМИ ЧЛЕНАМИ

Цель урока: формирование умений: 1) выявлять грамматические условия обособления определений с обстоятельственным оттенком, несогласованных определений; 2) интонационно правильно читать предложения с обособлениями.


I. Проверка домашнего задания.


II. Объяснение нового материала.

1. Анализ предложений.

Не защищенный горами от холодных северных ветров, залив замерзает зимой (замерзает почему? — не защищен от ветров — дополнительный оттенок причины).

Сорванная уже несколько дней назад, роза продолжала благоухать.

— Какой дополнительный оттенок имеет определение? (Уступки: хотя сорвана давно, продолжает благоухать.)

— Как передаются эти оттенки в устной речи? (Выделением голоса.) На письме? (Выделяются запятыми.)

— Какое условие обособления определений не имеет значения в данных предложениях? (Место определяемого слова.)

2. Закрепление материала.

1) Утомленные длительной прогулкой, дети быстро уснули (причина). 2) Встревоженный плохой метеосводкой, капитан приказал крепить груз (причина). 3) Перепачканный краской, малыш выглядел смешно (причина). 4) Измученные длинным переходом, туристы все же продолжали путь (уступки).

Далее учащиеся составляют предложения со следующими словосочетаниями, используя их как обособленные определения с обстоятельственным значением:

изнемогающий от жары; серьезный и внимательный;

разгоряченный спором; взволнованный этой вестью.

3. Учащиеся знакомятся с условиями обособления несогласованных определений.

Несогласованные определения, относящиеся к личному местоимению, всегда обособляются. Если несогласованное определение относится к нарицательному существительному, оно обособляется только тогда, когда пишущий (или говорящий) придает ему особое значение. Обособляя такие определения, нужно руководствоваться интонацией.

4. Закрепление материала.

а) 1) Яблоневый сад, весь в солнечных пятнах, спускался по склону холма. (К. Паустовский.) 2) В валенках, с длинной белой бородой, он походил на рождественского деда. 3) Весенний день, с ярким солнцем, звенящими капелями, был наполнен радостью.

б) Упр. 308 (устно).

в) Запись предложений с объяснением постановки знаков препинания.

1) С моря дует свежестью в его высокий лоб, весь в мелких морщинах. (М. Горький.) 2) Вконец обиженный, мальчик побрел домой. (В. Катаев.) 3) Поля и лес, еще не одетый листвой, и весенний разлив, заполнивший низину,— все было залито ярким солнечным светом. (Г. Скребицкий.) 4) К концу января, овеянные первой оттепелью, хорошо пахнут вишневые сады. (М. Шолохов.) 5) Озаренные сиянием луны, палатки казались иссиня-белыми. 6) Мама, в расшитой кофте, с корзинкой ягод в руке, вышла на террасу. 7) Погруженный в тяжелые воспоминания, старик не мог долго заснуть.


Домашнее задание: упр. 309 (устно), 310 (письменно).






Для любых предложений по сайту: [email protected]