Уроки Русского языка в 8 классе
РАЗВИТИЕ РЕЧИ. СОЧИНЕНИЕ-РАССУЖДЕНИЕ НА МОРАЛЬНО-ЭТИЧЕСКУЮ ТЕМУ - ПРЕДЛОЖЕНИЯ С ОБОСОБЛЕННЫМИ ЧЛЕНАМИ
I вариант
Учащимся предлагаются небольшие тексты, которые могут быть началом их сочинений. (Материал взят из журнала «Русский язык в школе» — № 1, 1996 г. Автор — Т. А. Костяева.)
1. Есть люди, о которых говорят: это человек слова и дела. Значит, такой человек не предаст, его не надо приневоливать к выполнению своего обещания. На него можно положиться. Как стать таким человеком? По-моему, все зависит от самовоспитания.
(По С. Михалкову.)
2. Отец и мать дали тебе жизнь и живут для твоего счастья. Все, что дают тебе отец и мать,— это их труд, пот, усталость. Самое большое счастье для отца и матери — хорошие дети. А что значит быть хорошим сыном или хорошей дочерью?
(По В. Сухомлинскому.)
II вариант
Для работы над сочинением учащимся накануне предлагаются темы:
1. Ф. Достоевский говорил, что «красотой спасется мир». Как вы это понимаете?
(Об искажении цитаты Достоевского, которому приписывают слова Красота спасет мир, см. в книге Л. Скворцова «Экология слова, или Поговорим о культуре русской речи» (М., 1996.— С. 147). Автор, ссылаясь на 9-й том Полного собрания сочинений Ф. Достоевского в 30 томах (1947 г.), с. 222, утверждает, что цитата звучит именно так.)
2. Перечитайте «Маленького принца» Антуана де Сент-Экзюпери. Как вы понимаете слова Лиса: «Ты всегда в ответе за тех, кого приручил»?
3. В чем, по-вашему, ценность человеческой жизни?
4. Можно ли совершить благородный поступок из эгоистических соображений? Почему так важны мотивы поступков?
5. Что, по-вашему, важнее всего в человеке?