Уроки Русского языка в 8 классе
ОБОСОБЛЕНИЕ ОБСТОЯТЕЛЬСТВ, ВЫРАЖЕННЫХ ДЕЕПРИЧАСТНЫМИ ОБОРОТАМИ И ОДИНОЧНЫМИ ДЕЕПРИЧАСТИЯМИ - ПРЕДЛОЖЕНИЯ С ОБОСОБЛЕННЫМИ ЧЛЕНАМИ
Цель урока: повторить известные учащимся по курсу VII класса сведения о деепричастии, деепричастном обороте; формирование умений: 1) находить деепричастный оборот, определять его границы; 2) правильно ставить знаки препинания при обособлении обстоятельств, выраженных одиночными деепричастиями, деепричастными оборотами; 3) правильно использовать в речи деепричастные обороты, уметь заменять их синонимическими конструкциями.
I. Орфографическая работа.
Не отыскав в бумагах, растаяв на солнце, претворив в жизнь мечту о преобразовании края, не рассчитывая на беспрекословное подчинение, пребывая в хорошем расположении духа в течение всего отпуска, не стихая ни на минуту, желая извлечь выгоду.
II. Повторение изученного ранее о деепричастии, деепричастном обороте.
Анализ предложений.
Учащиеся вспоминают, что деепричастие обозначает добавочное к глаголу действие, его можно заменить глаголом (петляла и спускалась); деепричастный оборот — деепричастие с зависимыми словами, в предложении является обстоятельством.
Запись предложений с объяснением постановки знаков препинания.
1) Благоухая, сохли травы, дымясь, курились облака. (И. Бунин.)
2) Горячим пламенем горел костер, бросая в темноту скупые блики света. (Г. Федосеев.) 3) Туман, редея, ползет вверх. Шум, удаляясь, затихал. (Г. Федосеев.)
III. Знакомство с новым материалом.
Учитель сообщает учащимся, что одиночные деепричастия иногда теряют глагольные признаки и переходят в наречия. Отличить одиночное деепричастие от наречия помогает интонация: перед наречием и после него паузы обычно нет, а после одиночного деепричастия, как правило, соблюдается. Ср.: Он шутя справился с этой трудной задачей (легко, быстро).— Шутя, брат то и дело строил смешные рожицы.
Не выделяются запятыми наречия, образованные от деепричастий.
IV. Закрепление материала.
1. Чтение правила на с. 144—145 (вместе с примечанием).
2. Упр. 326 (записывается предложение под цифрой 1, остальные выполняются устно), упр. 330 (письменно).
3. Замените причастные обороты деепричастными, запишите предложения.
При сравнении предложений следует обратить внимание на то, чем они отличаются: 1) по строению; 2) по грамматическому значению; 3) по пунктуации.
1) Снег, пропитавшийся весенним дождем, быстро таял. 2) Малыш, испугавшийся лая собаки, прижался к матери. 3) Переваливающаяся с боку на бок утка вела своих малышей к пруду. 4) Ветерок, шевеливший деревья, будил пернатых музыкантов. 5) Переходящий в ливень дождь закрыл от нас луг, речку.
V. Учитель обращает внимание учащихся на то, что деепричастный оборот — сжатая, лаконичная и очень выразительная форма, употребляемая в книжной речи. Пользуясь им, следует помнить правило о едином действующем лице (или предмете) при основном (выраженном глаголом) и добавочном (выраженном деепричастием) действиях.
Нарушение этого правила может привести к ошибкам.
Учащиеся получают задание исправить ошибки, заменив деепричастные обороты придаточным предложением, где это возможно.
1) Подъезжая к лесу, выскочил заяц. 2) Перебираясь с ветки на ветку, мы наконец поймали белку. 3) Чувствуется ширь, взглянув на Волгу. 4) На катке всегда всем весело и интересно, но, покатавшись, болят ноги.
Домашнее задание: правило на с. 144 и 1-е примечание на с. 145; упр. 325.