ОБОСОБЛЕНИЕ ОБСТОЯТЕЛЬСТВ, ВЫРАЖЕННЫХ ДЕЕПРИЧАСТНЫМИ ОБОРОТАМИ И ОДИНОЧНЫМИ ДЕЕПРИЧАСТИЯМИ - ПРЕДЛОЖЕНИЯ С ОБОСОБЛЕННЫМИ ЧЛЕНАМИ

Уроки Русского языка в 8 классе

ОБОСОБЛЕНИЕ ОБСТОЯТЕЛЬСТВ, ВЫРАЖЕННЫХ ДЕЕПРИЧАСТНЫМИ ОБОРОТАМИ И ОДИНОЧНЫМИ ДЕЕПРИЧАСТИЯМИ - ПРЕДЛОЖЕНИЯ С ОБОСОБЛЕННЫМИ ЧЛЕНАМИ

Цель урока: повторить известные учащимся по курсу VII класса сведения о деепричастии, деепричастном обороте; формирование умений: 1) находить деепричастный оборот, определять его границы; 2) правильно ставить знаки препинания при обособлении обстоятельств, выраженных одиночными деепричастиями, деепричастными оборотами; 3) правильно использовать в речи деепричастные обороты, уметь заменять их синонимическими конструкциями.


I. Орфографическая работа.

Не отыскав в бумагах, растаяв на солнце, претворив в жизнь мечту о преобразовании края, не рассчитывая на беспрекословное подчинение, пребывая в хорошем расположении духа в течение всего отпуска, не стихая ни на минуту, желая извлечь выгоду.


II. Повторение изученного ранее о деепричастии, деепричастном обороте.

Анализ предложений.

image31

Учащиеся вспоминают, что деепричастие обозначает добавочное к глаголу действие, его можно заменить глаголом (петляла и спускалась); деепричастный оборот — деепричастие с зависимыми словами, в предложении является обстоятельством.

Запись предложений с объяснением постановки знаков препинания.

1) Благоухая, сохли травы, дымясь, курились облака. (И. Бунин.)

2) Горячим пламенем горел костер, бросая в темноту скупые блики света. (Г. Федосеев.) 3) Туман, редея, ползет вверх. Шум, удаляясь, затихал. (Г. Федосеев.)


III. Знакомство с новым материалом.

Учитель сообщает учащимся, что одиночные деепричастия иногда теряют глагольные признаки и переходят в наречия. Отличить одиночное деепричастие от наречия помогает интонация: перед наречием и после него паузы обычно нет, а после одиночного деепричастия, как правило, соблюдается. Ср.: Он шутя справился с этой трудной задачей (легко, быстро).— Шутя, брат то и дело строил смешные рожицы.

Не выделяются запятыми наречия, образованные от деепричастий.


IV. Закрепление материала.

1. Чтение правила на с. 144—145 (вместе с примечанием).

2. Упр. 326 (записывается предложение под цифрой 1, остальные выполняются устно), упр. 330 (письменно).

3. Замените причастные обороты деепричастными, запишите предложения.

При сравнении предложений следует обратить внимание на то, чем они отличаются: 1) по строению; 2) по грамматическому значению; 3) по пунктуации.

1) Снег, пропитавшийся весенним дождем, быстро таял. 2) Малыш, испугавшийся лая собаки, прижался к матери. 3) Переваливающаяся с боку на бок утка вела своих малышей к пруду. 4) Ветерок, шевеливший деревья, будил пернатых музыкантов. 5) Переходящий в ливень дождь закрыл от нас луг, речку.


V. Учитель обращает внимание учащихся на то, что деепричастный оборот — сжатая, лаконичная и очень выразительная форма, употребляемая в книжной речи. Пользуясь им, следует помнить правило о едином действующем лице (или предмете) при основном (выраженном глаголом) и добавочном (выраженном деепричастием) действиях.

Нарушение этого правила может привести к ошибкам.

Учащиеся получают задание исправить ошибки, заменив деепричастные обороты придаточным предложением, где это возможно.

1) Подъезжая к лесу, выскочил заяц. 2) Перебираясь с ветки на ветку, мы наконец поймали белку. 3) Чувствуется ширь, взглянув на Волгу. 4) На катке всегда всем весело и интересно, но, покатавшись, болят ноги.


Домашнее задание: правило на с. 144 и 1-е примечание на с. 145; упр. 325.






Для любых предложений по сайту: [email protected]