ОБОСОБЛЕНИЕ УТОЧНЯЮЩИХ ЧЛЕНОВ ПРЕДЛОЖЕНИЯ - ПРЕДЛОЖЕНИЯ С ОБОСОБЛЕННЫМИ ЧЛЕНАМИ

Уроки Русского языка в 8 классе

ОБОСОБЛЕНИЕ УТОЧНЯЮЩИХ ЧЛЕНОВ ПРЕДЛОЖЕНИЯ - ПРЕДЛОЖЕНИЯ С ОБОСОБЛЕННЫМИ ЧЛЕНАМИ

Цель урока: отработка умений: 1) находить уточняющие члены предложения; 2) выразительно читать предложения с уточняющими членами, правильно ставить знаки препинания при них.


I. Проверка домашнего задания.


II. Орфографическая работа.

Делиться по-братски, привязать крепко-накрепко, преобразиться за какое-то время, ревностный почитатель, встретились ровесники, опоздать на встречу, двигаться навстречу колонне.


III. Знакомство с новым материалом.

Составление таблицы с анализом записанных примеров.


Запятые в предложениях с уточняющими членами предложения

Обособляются слова и словосочетания, уточняющие смысл предшествующих слов:

а) уточняющие обстоятельства места;



б) уточняющие обстоятельства времени;



в) уточняющие обстоятельства образа действия;








г) уточняющие определения со значением цвета, размера, возраста и пр.;



д) уточняющее приложение с союзом или (= то есть);






е) уточняющее сказуемое.

Это был Александр Тимофеевич,

(в значении «то есть»)

или попросту Саша, гость, приехавший из Москвы. (А. Чехов.)

По всей ширине Лены торчали в разных направлениях огромные льдины, или, по-местному, торосья. (В. Арсеньев.) (Уточняющее приложение торосъя поясняет подлежащее, давая ему новое наименование.)

Озеро было широкое, более пятисот метров.


IV. Чтение § 31.

— Какие случаи обособления уточняющих членов не нашли отражения в таблице? Назовите их, приведите примеры.

— Почему эти члены предложения называются уточняющими? (Они «добавляют» уточняемому слову какой-нибудь оттенок усиления, ограничения и пр.)

— Чем отличаются уточняющие члены предложения от обособленных? (Уточняющими членами могут быть любые члены предложения, даже главные.)


V. Закрепление материала.

1. Упр. 339, 340 (выполняются коллективно устно).

2. Распространите предложения, вставив уточняющие члены. Распространенные предложения прочитайте дважды: 1) придавая второму обстоятельству значение уточнения; 2) не выделяя его интонацией как уточняющее.

— Что меняется в постановке знаков препинания?

1) На опушке леса я нашла гриб. 2) На рассвете подул сильный ветер. 3) Внизу виднелись заросли кустарника и молодых деревьев. 4) Наверху под крышей раздался шум.

3. Запись предложений, где разные по виду обстоятельства, стоящие рядом, не являются уточняющими (весьма распространенная ошибка, которую допускают школьники).

1) произошло нечто странное. 2) Вдруг за поворотом появился грузовик. 3) Около полудня на левом берегу реки мы заметили избушку и решили устроить здесь привал. 4) В начале лета в России отмечается день рождения Пушкина.

4. Запись предложений с объяснением постановки знаков препинания.

1) Я ничего не слышал, кроме шума листьев. (К. Паустовский.) 2) Там, неподалеку от ущелья, по другую сторону реки, охотники увидели лося. 3) Мастерство его портретов, особенно портрета Хвостовых, достигает как бы предела человеческих возможностей. (К. Паустовский.) 4) Каждый пустяк, даже ловля карасей или прогулка по грибы, разрастался в веселый пустяк. (К. Паустовский.) 5) Дарование Жуковского достигло полной зрелости в изображении событий всемирной истории, например в переводе «Одиссеи».


Домашнее задание: упр. 343.






Для любых предложений по сайту: [email protected]