РАЗВИТИЕ РЕЧИ. ЮНОШЕСКИЕ ДНЕВНИКИ ЛЬВА ТОЛСТОГО - ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО В V—VII КЛАССАХ

Уроки Русского языка в 8 классе

РАЗВИТИЕ РЕЧИ. ЮНОШЕСКИЕ ДНЕВНИКИ ЛЬВА ТОЛСТОГО - ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО В V—VII КЛАССАХ

I. Вступительное слово учителя.

— Спрашивали ли вы когда-нибудь самого себя, что вы за человек, каким хотите стать? Сейчас вы находитесь в таком возрасте, когда важно выбрать, определить для себя те нравственные законы, по которым вы будете стремиться жить. В вашем возрасте это трудно сделать, но попытаться надо. И разобраться в этих сложных вопросах многим людям помогали и помогают дневники, в которых человек раскрывается сам перед собой без прикрас.

Что такое дневник? Вот какие определения дает этому многозначному слову С. И. Ожегов в своем толковом словаре:

Дневник — 1. Записи, ведущиеся изо дня в день. 2. Ученическая тетрадь для записи заданных уроков и для отметок об успехах.

Со вторым видом дневника вы, разумеется, знакомы. А пробовали ли вы вести дневник? Свой! Для себя! Не для родителей! Не для учителя! Дневник, помогающий вам разобраться в самом себе, в окружающих вас людях, происходящих событиях?

Сегодня мы познакомимся с отрывками из дневника юного Льва Толстого1. Лев Николаевич вел свой дневник с юных лет и последние записи сделал за несколько дней до смерти. Чем интересны дневники юного Толстого? В записях будущего писателя — возвышенные душевные порывы. Это замечательный пример того, как человек формировал самого себя, свою личность, какие высокие задачи ставил перед собой и, сознательно борясь с недостатками, прокладывал свой жизненный путь. Недостатки при этом не только обозначены, но и подчеркнуты, обнажены, иначе с ними нельзя бороться.

В дневниках юного Толстого поражает запредельная искренность. В них он анализирует внутреннюю, душевную жизнь, вносит наблюдения и мысли, определяет цели и задачи своей жизни.

Прослушайте отрывки из разных записей2.

24 марта 1847 г. Я много переменился; но все еще не достиг той степени совершенства (в занятиях), которого бы мне хотелось достигнуть. Я не исполняю того, что себе предписываю; что исполняю, то исполняю не хорошо, не изощряю памяти. Для этого пишу здесь некоторые правила, которые, как мне кажется, много мне помогут, ежели я буду им следовать. 1) Что назначено непременно исполнить, то исполняй, несмотря ни на что. 2) Что исполняешь, исполняй хорошо. 3) Никогда не справляйся в книге, ежели что-нибудь забыл, а старайся сам вспомнить. 4) Заставь постоянно ум твой действовать со всею ему возможною силою...

7 апреля 1847 г. Я никогда не имел дневника, потому что не видал никакой пользы от него. Теперь же, когда я занимаюсь развитием своих способностей, по дневнику я буду в состоянии судить о ходе этого развития. В дневнике должна находиться таблица правил, и в дневнике должны быть тоже определены мои будущие деяния. (Далее Толстой намечает, что он должен сделать за время своего пребывания в деревне.)

8 апреля 1847 г. Хотя я уже много приобрел с тех пор, как начал заниматься собой, однако еще я весьма недоволен собою. Чем далее продвигаешься в усовершенствовании самого себя, тем более видишь в себе недостатков, и правду сказал Сократ, что высшая степень совершенства человека есть знать то, что он ничего не знает.

14 июня 1850 г. Опять принялся я за дневник и опять с новым рвением... Может быть, опять брошу; зато приятное занятие и приятно будет перечесть, так же, как приятно перечесть старые...

...По дневнику весьма удобно судить о самом себе.

Потом, так как я нахожу необходимым определять все занятия вперед, то для этого тоже необходим дневник. Хотелось бы привыкнуть определять свой образ жизни вперед, не на один день, а на год, на несколько лет, на всю жизнь даже; слишком трудно, почти невозможно; однако попробую, сначала на день, потом на два дни — сколько дней я буду верен определениям, на сколько дней буду задавать себе вперед...

8 декабря 1850 г. ...Заметил в себе важную перемену: я стал более уверен в себе, то есть перестал конфузиться; я полагаю, что это оттого, что имею одну цель в виду (интерес), и стремясь к ней, я мог себя оценять и приобрел сознание своего достоинства, которое так много облегчает отношения людей.

7 марта 1851 г. Нахожу для дневника, кроме определения будущих действий, полезную цель — отчет каждого дня, с точки зрения тех слабостей, от которых хочешь исправиться.

21 сентября 1855 г. ...Моя главная цель в жизни есть добро ближнего, и цели условные — слава литературная, основанная на пользе, добре ближнему. 1) Богатство, основанное на трудах, полезных для ближнего, и направленное для добра. 2) Слава служебная, основанная на пользе Отечества. В дневнике буду разбирать, 1) что я сделал каждый день и 2) сколько раз не исполнил предназначенного.

— Попытайтесь и вы с помощью дневника познать самого себя, увидеть свои недостатки, слабости и постарайтесь что-то изменить в себе3.

Задание не является обязательным! Помните: вы пишете только для себя!

Может быть, для начала сделаете запись в форме письма незнакомому сверстнику, где представитесь и расскажете о себе — кто вы, где и как живете, чем интересуетесь, к чему стремитесь, что вас влечет, какие люди играют значительную роль в вашей жизни, чем они привлекают вас. Затем прочитайте написанное, посмотрев на себя со стороны. Запишите, какое впечатление оставил у вас человек «из письма».

(Наверное, излишне напоминать, что ведение дневника — дело сугубо личное, деликатное! И все же считаем необходимым это сделать. Ни в коем случае не настаивайте на том, чтобы все ученики завели дневники! Если один-два ученика прислушаются к вашему совету — считайте это хорошим результатом. Не спрашивайте у ребят, кто из них завел дневник: немало — увы! — охотников среди детей да и взрослых добраться до чужих сокровенных мыслей.)


II. Запись под диктовку.

Древняя пословица гласит: «Посей поступок — пожнешь привычку; посей привычку — пожнешь добродетель или порок; посей добродетель или порок — пожнешь характер; посей характер — пожнешь судьбу».

Привычка — поступки, совершаемые автоматически.

Добродетель — внутреннее стремление делать добро.

Порок — его антоним.

Характер — совокупность добродетелей и пороков.


1 В уроке использованы материалы книги «Дневник молодости Л. Н. Толстого» (М., 1988).

2 Все цитаты (с соблюдением орфографии и знаков препинания) даны по указанной выше книге.

3 В подготовке урока на эту тему учитель может использовать статью Л. М. Сметаниной «Урок общения» (Русская словесность.— 1977.— № 5).






Для любых предложений по сайту: [email protected]