КОМПЛЕКСНОЕ ПОВТОРЕНИЕ - Урок 5 - ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО В V—VII КЛАССАХ

Уроки Русского языка в 8 классе

КОМПЛЕКСНОЕ ПОВТОРЕНИЕ - Урок 5 - ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО В V—VII КЛАССАХ

I. Проверка домашнего задания.


II. Индивидуальная работа по карточке.

Карточка

Вставьте пропущенные буквы.

Пр..забавный случай, пр..бывать в плохом настроени.., пр..од..леть препятствие, исчезать в ночи, неприступные пр..грады, бе..конеч(?)ная вереница, приподняться над полом, во..двигнуто здание, ..бегать домой, жил ..десь бе..выездно.


III. Контрольный словарный диктант.

Избирать президента, бесспорный приоритет, значительные привилегии, увлечься спортом, беседовать с ровесником, обидеться на сверстника, президиум собрания, работать по специальности, тревожный сигнал, регулировать движение, совершить подвиг, подлинный героизм, истинное мужество, прерывистая линия, преобразовать мир, пренебрегать опасностью, беспрестанные дожди, камень преткновения, петь под аккомпанемент.


IV. Объяснительный диктант.

(Напоминание: прежде чем объяснить выбор орфограммы, необходимо указать часть речи и часть слова, в которой находится орфограмма.)

Небольшая, но будто бы интересная книга; не глубокое, а мелкое озеро; лежать неподвижно; ненастная погода; кое-кому недостает милосердия; не достает до дна, кто-то не достал билета, не достаю до полки, недостает, чтобы ты отказался от задуманного, недостает терпения; никем не прочитанная рукопись; письмо не отправлено; никто ничего не знал в течение долгого времени; невспаханное поле.

Для справок: недоставать (в значении «отсутствовать в нужном количестве») — не доставать (в значении «не дотягиваться, не достигать, не приобрести»).


V. Подберите к данным словам-терминам (словосочетаниям) противоположные по смыслу слова.

Многозначные (однозначные) слова, прямое (переносное) значение слова, синоним (антоним), неологизмы (архаизмы, устаревшие слова).

Приведите примеры.

— Как называется раздел науки о языке, в котором изучаются эти понятия?


VI. Анализ текста.

Язык движется вперед, отражая изменения, происходящие в жизни народа. Достижения науки и техники и другие чрезвычайно разнообразные причины иногда заставляют исчезать бесследно прежние смысловые значения слов. Лексика каждой эпохи изменчива. Многие поборники чистоты языка любят призывать: «Назад к Пушкину!» Пушкин придал языку прозрачную ясность, простоту, музыкальность, и мы учимся у него и храним его заветы как святыню. Но в его лексике не было и не могло быть тысяч драгоценнейших оборотов и слов, созданных в более позднее время. И после Пушкина появилось бессчетное количество новых слов, оборотов. Некоторые из них, сослужив свою недолгую службу, переосмыслились или исчезли из языка.

— Докажите, что это текст. Определите его основную мысль, принадлежность к стилю речи.

— Найдите устойчивое словосочетание, подберите к нему синоним. Подберите синонимы к словам лексика, причина.

— Однозначное или многозначное слово язык? Вспомните 3—4 фразеологизма с данным словом.

— Объясните постановку знаков препинания, составьте схемы 3-го и 5-го предложений.

— Найдите однокоренные слова. (Изменчива, изменяется; позднейший, более позднее.) К каким частям речи относятся эти слова? В прилагательных определите форму.

— Найдите слова, соответствующие схемам: существительное: прилагательное: глагол: деепричастие: наречие:


Домашнее задание: упр. 33 (устно), 36 (письменно).






Для любых предложений по сайту: [email protected]