ПРЕДЛОЖЕНИЯ С ПРЯМОЙ РЕЧЬЮ. ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ В НИХ - СПОСОБЫ ПЕРЕДАЧИ ЧУЖОЙ РЕЧИ. ПРЯМАЯ И КОСВЕННАЯ РЕЧЬ

Уроки Русского языка в 8 классе

ПРЕДЛОЖЕНИЯ С ПРЯМОЙ РЕЧЬЮ. ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ В НИХ - СПОСОБЫ ПЕРЕДАЧИ ЧУЖОЙ РЕЧИ. ПРЯМАЯ И КОСВЕННАЯ РЕЧЬ

Цель урока: обобщить сведения о предложениях с прямой речью, известные по курсу V—VII классов; ознакомить с понятием «чужая речь» и способами ее передачи; формирование умений: 1) выразительно читать предложения с прямой речью; 2) правильно ставить знаки препинания в предложениях с прямой речью и обосновывать их постановку.


I. Повторение сведений о предложениях с прямой речью.

Учащиеся записывают предложения, объясняют постановку знаков препинания, чертят схемы предложений.

1) Подумав немного, капитан сказал: «Кажется, все рассчитано, взвешено и оценено». 2) «Ему, однако ж, не стоит терять время по-пустому»,— заметил отец.

Учитель напоминает, что прямая речь произносится иначе, чем слова автора, так как принадлежит другому лицу, особенности голоса которого и надо передать. Если слова автора стоят перед прямой речью, то они читаются с понижением голоса перед двоеточием. Если слова автора стоят после прямой речи, то они произносятся с ускорением и ниже тоном.


II. Знакомство с новым материалом.

1. Чтение материала на с. 176—177.

— Запишите предложения, определите, как передается в них чужая речь.

1) Места здесь, как утверждают охотники, глухие. 2) Тут, говорят, водятся ядовитые змеи. 3) По словам хозяйки, яблоки у нее большие, но жесткие и годятся только на варенье.

— Какие части предложения являются чужой речью, а какие — сопровождают ее?

2. Работа по составлению таблицы.


ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ ПРИ ПРЯМОЙ РЕЧИ


Схемы предложений с прямой речью

Примеры

А: «П».

(прямая речь стоит после слов автора)

«П?» — а.

(прямая речь стоит перед словами автора)

«П,— а,— п».

«П? — а.— П».

«П,— а.— П».

(прямая речь прерывается словами автора)

Тарас стоял в толпе, потупив голову и в то же время гордо приподняв очи, и одобрительно только говорил: «Добре, сынку, добре». (Н. Гоголь.)

«Что ты с ними не пошел?» — кивнув головой, спросила старуха. (М. Горький.)


«Вот что,— сказал Андрей, — поговорим после».

«Почему я раньше этого не замечал?— подумал он.— Ведь это так очевидно».

«Успокойся,— сказал он.— Завтра поговорим».


III. Закрепление материала.

1. Привести примеры предложений к схемам таблицы.

2. Упр. 392 (устно).

Учащиеся объясняют постановку знаков препинания в предложениях с прямой речью.

3. Упр. 393, ч. 1.


Домашнее задание: § 35; упр. 393, ч. 2.






Для любых предложений по сайту: [email protected]