Понятие о неполных предложениях - НЕПОЛНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

Поурочные разработки по Русскому языку 8 класс

Понятие о неполных предложениях - НЕПОЛНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

Цель урока: дать понятие о неполных предложениях; показать сферу их употребления; показать значение интонации в неполных предложениях; сформировать умение определять неполные двусоставные и односоставные предложения.

Методические приемы: объяснение учителя, работа с учебником, конструирование предложений и текста.

Ход урока

I. Проверка домашнего задания

2-З ученика зачитывают рассказы на свободную тему (упр. 250), класс обсуждает сочинения. Тетради с сочинениями собираются для проверки.


II. Анализ изложений

Учитель кратко анализирует работы, указывает на характерные грамматические и речевые ошибки.


III. Изучение темы «Неполные предложения»

1. Выполнение упр. 251.

2. Объяснение учителя.

Восстановим текст диалога — дадим полные ответы на вопросы:

— Где вы проходили преддипломную практику?

— Я проходила преддипломную практику в Ярославле.

— Что вам поручили?

— Мне поручили технику безопасности.

Трудно представить подобный диалог. В живой разговорной речи полные ответы не употребляются, а применяются неполные предложения, то есть такие, в которых пропущен один или несколько членов предложения (главных или второстепенных). Вы меня поняли? (Поняли.) Тогда запишем этот наш маленький диалог в тетрадях:

— Вы меня поняли?

— Поняли.

Итак, неполные предложения употребляются прежде всего в диалогах. Во-вторых, такие предложения применяют во второй части сложных предложений: У брата глаза карие, а у меня — зеленые. Он учится в первую смену, а я во вторую.

Вторая часть обоих предложений неполная, но она легко восстанавливается из контекста. Для понимания сообщения таких предложений достаточно. Запишем эти предложения на доске и в тетрадях.

3. Самостоятельная работа с учебником.

Прочитайте § 25 на с. 111. Какие еще сведения о неполных предложениях вы узнали? (Неполными могут быть как двусоставные, так и односоставные предложения. Пропуск членов предложения может в произношении быть выражен паузой, а на письме обозначен тире.)

4. Пояснения учителя.

Обратим внимание, что в неполном предложении пропуск членов предложения подтверждается наличием в нем зависимых от этого члена слов. Например, в. нашем диалоге сохраняется слово «поняли», зависящее от пропущенного местоимения «мы». В сложном предложении Он учится в первую смену, а я во вторую сохраняются слова «во вторую», зависящие от пропущенного «смену», которое, в свою очередь, зависит от пропущенного сказуемого «учусь». Вторая часть — неполное двусоставное предложение. Восстановим пропущенные члены: Он учится в первую смену, а я учусь во вторую смену. Для речевой ситуации, для понимания сообщения вполне достаточно первого, неполного варианта.

Таким образом, неполное предложение — вариант полного.

Может быть, односоставные предложения тоже относятся к неполным? Ведь в них только один главный член предложения. (Обсуждение.)

Вывод: структура односоставных предложений такова, что один из главных членов в ней не пропущен, а невозможен. Конечно, мы можем, например, «подставить» подлежащее в определенно-личное или неопределенно-личное предложение, но тогда изменится сама их структура, они станут двусоставными. В неполных же предложениях пропущенные члены подразумеваются, они пропущены потому, что полное их значение очевидно из контекста, из ситуации.

Придумаем диалоги, где на первом месте будут стоять односоставные предложения:

1) — Вам сообщали о моем приезде? (Полное односоставное.)

Сообщали. (Неполное односоставное.)

2) — Скоро ли, наконец, потеплеет? (Полное односоставное.)

— Скоро. (Неполное односоставное.)

5. Тренировочные упражнения.

Упр. 252 — устно. Из какого произведения И. С. Тургенева взят этот диалог? («Бежин луг».) Выберем неполные предложения:

— А туда, где, говорят, зимы не бывает.

— Есть.

— Далеко?

— Далеко, далеко, за теплыми морями.

Упр. 253 — устно разобрать, выполнить письменно. Прочитаем предложения с правильной интонацией. Отметим, что на месте пропуска членов предложения может и не быть паузы и тире. Восстановим недостающие члены предложений (устно).

Упр. 254: 1 часть — устно, II — письменно.

Упр. 255 — письменно.


IV. Словарная работа

Выписать слова в рамках: декларировать, декларация, аудитория, лаборатория. Выяснить по словарю значение незнакомых слов.


Домашнее задание

1. Работа над ошибками изложения.

2. По выбору: 1) упр. 256 (II) — написать заметку в газету о бережном отношении к природе; 2) упр. 257 — написать возможный диалог героев картины М. К. Копытцевой «Летний день. Цветет сирень».

3 Вопросы для повторения темы «Односоставные предложения» нас. 114.






Для любых предложений по сайту: [email protected]