Закрепление темы «Предложения с обращениями, вводными словами и междометиями» - ПРЕДЛОЖЕНИЯ С ОБРАЩЕНИЯМИ, ВВОДНЫМИ СЛОВАМИ И МЕЖДОМЕТИЯМИ

Поурочные разработки по Русскому языку 8 класс

Закрепление темы «Предложения с обращениями, вводными словами и междометиями» - ПРЕДЛОЖЕНИЯ С ОБРАЩЕНИЯМИ, ВВОДНЫМИ СЛОВАМИ И МЕЖДОМЕТИЯМИ

Цель урока: закрепить знания об обращениях, вводных словах и вставных конструкциях, подготовиться к проверочной работе.

Методические приемы: тренировочные упражнения, пояснения учителя, самостоятельная работа.

Ход урока

I. Лингвистическая разминка

Определить род имен существительных: тюль, шампунь, фальшь, задира, Сочи, кофе, сани, судья, яблоко, неряха, шимпанзе, жердь, Дели, повидло, рефери, рояль, диван-кровать, какао.(Ответ: слова мужского рода — тюль, шампунь, Сочи, кофе, судья, шимпанзе, Дели, рефери, рояль, диван-кровать; среднего рода — яблоко, повидло, какао; женского рода — фальшь, жердь; общего рода — задира, неряха; род не определяется — сани.)


II. Проверка домашнего задания

Упр. 385: два-три ученика читают свои варианты доказательства, остальные дополняют.

Примерный вариант доказательства тезиса:

«Книги — наши верные друзья»

О том, что книги — наши друзья, мы слышим с детства и принимаем этот тезис без доказательств. Попробуем все же привести аргументы в пользу этого тезиса. Во-первых, как и с друзьями, с книгами интересно общаться. С хорошей книгой не хочется расставаться. Перечитывая ее, ты не только радуешься встрече с известным, но и открываешь для себя всё большую глубину книги.

Во-вторых, книга открывает тебе неизвестные стороны твоего характера, твоей натуры. Есть выражение: «Скажи мне, кто твой друг, и я скажу тебе, кто ты». Можно немного переиначить выражение, и оно останется справедливым: «Скажи мне, что ты читаешь, и я скажу тебе, кто ты». Хорошая книга требует и хорошего, внимательного читателя.

В-третьих, книга может утешить, как добрый друг, может поднять настроение, рассмешить или заставить задуматься.

В-четвертых, из книг мы перенимаем новые сведения, узнаем различные факты, подобно тому как от друзей узнаем новости. Наконец, книга никогда тебя не бросит, не предаст, а вот друзья не всегда оказываются настоящими, верными, бывает, к сожалению, и по-другому.

Следовательно, действительно, книги наши друзья, наши верные друзья. И беречь их мы должны, как настоящих друзей.


III. Закрепление темы «Предложения с обращениями, вводными словами и междометиями»

1. Упр. 383: комментированное письмо.

2. Упр. 387 — устно.

3. Задание: найти в любом учебнике (кроме учебника русского языка) предложения с обращениями, вводными словами и предложениями, вставными конструкциями. Записать по 2-3 предложения на каждый случай, сделать синтаксический разбор предложений.

4. Пояснения учителя.

Некоторые слова, в зависимости от контекста, могут быть вводными или только походить на вводные (например, слово «однако»). Сравним:

1) Никто, однако, не знал лес так, как он.

2) Я уже не надеялся на удачу, однако мне повезло.

В первом примере «однако» — вводное слово, во втором это союз, синонимичный союзу «но».

Другой пример — слово «значит». Сравним:

1) Экзамен будет сложным, значит, к нему надо серьезно готовиться.

2) Это письмо значит для меня очень многое.

В первом примере «значит» — вводное слово, во втором — сказуемое.


Домашнее задание.

Вопросы для повторения на с. 175; упр. 386.






Для любых предложений по сайту: [email protected]