Поурочные разработки по Русскому языку 8 класс
Закрепление темы «Способы передачи чужой речи» - СПОСОБЫ ПЕРЕДАЧИ ЧУЖОЙ РЕЧИ. ПРЯМАЯ И КОСВЕННАЯ РЕЧЬ
Цель урока: закрепить знания о способах передачи чужой речи; закрепить пунктуационные умения и навыки.
Методические приемы: выразительное чтение, тренировочные упражнения, объяснительный диктант, работа с таблицей.
Ход урока
I. Лингвистическая разминка
Словарный диктант: грациозный, меньшинство, конференция, иллюминация, пейзаж, постановление, артист, фестиваль, труженик, девиз, реставрация, красноречие, ораторский.Рассказать об употреблении букв «и» и «ы» после «ц».
II. Проверка домашнего задания
1. Выступления-рассуждения учеников по одному из высказываний упр. 406 (I).
2. Упр. 497 — взаимопроверка.
Комментарий. Значения выделенных слов: «силою нравственной» — здесь: духовной; «нетленны» — бессмертны.
3. Ответы на вопросы для повторения (с. 189).
III. Объяснительный диктант
1. Достоевскому принадлежит знаменитая фраза: «Все мы вышли из гоголевской «Шинели».
Примечание. Если в конце цитаты стоят кавычки, относящиеся к цитируемой фразе, то вторые кавычки, закрывающие цитату, не ставятся.
2. О старой графине сказано, что она «не имела злой души...»
3. Евгений из пушкинского «Медного Всадника» думает о себе:
Трудиться день и ночь готов;
Уж кое-как себе устрою
Приют смиренный и простой...
4. Пушкин рассказывал, что его роман «Капитанская дочка» основан на слышанном им предании о помиловании императрицей одного из офицеров, изменивших своему долгу и перешедших на сторону Пугачева.
5. «Показание некоторых историков, — писал Пушкин, — утверждающих, что ни один дворянин не был замешан в пугачевском бунте, совершенно несправедливо».
6. «Ась, ваше благородие?» — сказал он мне подмигивая.
7. Историки утверждают, что старший сын Ивана Грозного вовсе не был таким незлобивым и кротким, каким он изображен на репинском полотне.
IV. Оформление таблицы «Способы передачи прямой речи»
Способ передачи чужой речи |
Пример |
Примечание. Можно совместить работу с таблицей и объяснительный диктант: предварительно заполнить левую колонку, а при диктовке заполнять соответствующие графы правой колонки.
V. Упр. 408: самостоятельная работа; синтаксический и морфологический разбор выполнить на доске
VI. Словарная работа
Упр. 409: записать словосочетания, проверить по словарю.
Домашнее задание.
Упр. 410: подготовка изложению.