Закрепление темы «Способы передачи чужой речи» - СПОСОБЫ ПЕРЕДАЧИ ЧУЖОЙ РЕЧИ. ПРЯМАЯ И КОСВЕННАЯ РЕЧЬ

Поурочные разработки по Русскому языку 8 класс

Закрепление темы «Способы передачи чужой речи» - СПОСОБЫ ПЕРЕДАЧИ ЧУЖОЙ РЕЧИ. ПРЯМАЯ И КОСВЕННАЯ РЕЧЬ

Цель урока: закрепить знания о способах передачи чужой речи; закрепить пунктуационные умения и навыки.

Методические приемы: выразительное чтение, тренировочные упражнения, объяснительный диктант, работа с таблицей.

Ход урока

I. Лингвистическая разминка

Словарный диктант: грациозный, меньшинство, конференция, иллюминация, пейзаж, постановление, артист, фестиваль, труженик, девиз, реставрация, красноречие, ораторский.Рассказать об употреблении букв «и» и «ы» после «ц».


II. Проверка домашнего задания

1. Выступления-рассуждения учеников по одному из высказываний упр. 406 (I).

2. Упр. 497 — взаимопроверка.

Комментарий. Значения выделенных слов: «силою нравственной» — здесь: духовной; «нетленны» — бессмертны.

3. Ответы на вопросы для повторения (с. 189).


III. Объяснительный диктант

1. Достоевскому принадлежит знаменитая фраза: «Все мы вышли из гоголевской «Шинели».

Примечание. Если в конце цитаты стоят кавычки, относящиеся к цитируемой фразе, то вторые кавычки, закрывающие цитату, не ставятся.

2. О старой графине сказано, что она «не имела злой души...»

3. Евгений из пушкинского «Медного Всадника» думает о себе:

Трудиться день и ночь готов;

Уж кое-как себе устрою

Приют смиренный и простой...

4. Пушкин рассказывал, что его роман «Капитанская дочка» основан на слышанном им предании о помиловании императрицей одного из офицеров, изменивших своему долгу и перешедших на сторону Пугачева.

5. «Показание некоторых историков, — писал Пушкин, — утверждающих, что ни один дворянин не был замешан в пугачевском бунте, совершенно несправедливо».

6. «Ась, ваше благородие?» — сказал он мне подмигивая.

7. Историки утверждают, что старший сын Ивана Грозного вовсе не был таким незлобивым и кротким, каким он изображен на репинском полотне.


IV. Оформление таблицы «Способы передачи прямой речи»


Способ передачи чужой речи

Пример




Примечание. Можно совместить работу с таблицей и объяснительный диктант: предварительно заполнить левую колонку, а при диктовке заполнять соответствующие графы правой колонки.


V. Упр. 408: самостоятельная работа; синтаксический и морфологический разбор выполнить на доске


VI. Словарная работа

Упр. 409: записать словосочетания, проверить по словарю.


Домашнее задание.

Упр. 410: подготовка изложению.






Для любых предложений по сайту: [email protected]