ПРЯМАЯ И КОСВЕННАЯ РЕЧЬ - ПОУРОЧНЫЕ РАЗРАБОТКИ К УЧЕБНИКУ М. М. РАЗУМОВСКОЙ И ДР.

Русский язык поурочные разработки 8 класс - 2016 год

ПРЯМАЯ И КОСВЕННАЯ РЕЧЬ - ПОУРОЧНЫЕ РАЗРАБОТКИ К УЧЕБНИКУ М. М. РАЗУМОВСКОЙ И ДР.

Урок 87. Понятие о чужой речи

(См. урок 87 по программе Л. А. Тростенцовой.)

Дополнения

III. Работа по теме урока

Работа по учебнику

1. Чтение и обсуждение теоретических сведений (с. 219).

2. Выполнение упражнений по выбору учителя.

Урок 88. Оформление прямой речи на письме

(См. урок 88 по программе Л. А. Тростенцовой.)

Дополнения

III. Работа по теме урока

Работа по учебнику

1. Чтение и обсуждение теоретических сведений (с. 220—224).

2. Выполнение упражнений по выбору учителя.

Урок 89. Диалог

(См. урок 89 по программе Л. А. Тростенцовой.)

Дополнения

III. Работа по теме урока

Работа по учебнику

1. Чтение и обсуждение теоретических сведений (с. 224, 225).

2. Выполнение упражнений по выбору учителя.

Урок 90. Косвенная речь

Цели: вырабатывать навыки постановки знаков препинания в предложениях с прямой и косвенной речью, правильной интонации в таких предложениях; развивать орфографическую и пунктуационную зоркость.

Планируемые результаты: умения самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, определять предложения с прямой и косвенной речью, объяснять языковые явления и процессы.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Работа по теме урока

1. Работа по учебнику

(Чтение и обсуждение теоретических сведений (с. 227—229).)

2. Слово учителя

— Заменим прямую речь на косвенную в одном из примеров.

“Который час?” — спросил прохожий.

Прохожий спросил, который час.

Как видим, замена произошла легко.

Каждое ли предложение с прямой речью можно заменить на предложение с косвенной речью?

“Что же ты так поздно пришёл?” — покачала головой бабушка.

Я обернулся: “Может, ещё передумаешь?”

В подобных предложениях, где вместо глаголов со значением речи употреблены глаголы действий, сопровождающих речь, замена прямой речи на косвенную невозможна.

Мама попросила меня: “Купи, пожалуйста, хлеба”.

Мама попросила, чтобы я купил хлеба.

Какие изменения произошли с предложением? Мы видим, что изменилось лицо адресата речи (2-е на 1-е), сократилось дополнение (меня), оно стало лишним, ушло этикетное словопожалуйста.

3. Работа по предупреждению речевых ошибок

Часто в предложениях с косвенной речью неправомерно употребляют местоимение то.

Он сказал то, что не придёт сегодня.

Мне сказали то, что я должен оформить документы.

Уберём то, и предложение будет исправлено.

Сравним:

Он сказал то, чего никто не ожидал.

Мне сказали то, что меня удивило.

В этих предложениях указательное местоимение то необходимо: на него падает логическое ударение, оно несёт смысловую нагрузку, является членом предложения (дополнением). Кроме того, последние два предложения не содержат косвенную речь. Местоимение то заменяет информацию о чужой речи, но не раскрывает её.

4. Разбор предложений

Недаром говорится: дело мастера боится.

Верно говорят: дома и стены помогают.

Подобные предложения желательно записывать без оформления прямой речи, так как они передают поговорки, пословицы, т. е. сообщения, имеющие обобщающее значение.

III. Закрепление изученного материала

1. Работа по учебнику

1. Упр. 396 — обсуждение заданий, письменное выполнение.

2. Упр. 397 — самостоятельное выполнение с последующей проверкой.

3. Упр. 398 — самостоятельное выполнение (вариант 1 — нечётные слова, вариант 2 — чётные) с последующей взаимопроверкой.

4. Упр. 400 — обсуждение заданий, комментированное письмо, морфологический разбор на доске.

2. Творческий диктант

— Запишите предложения, перестройте их, объясните постановку знаков препинания.

1) “Чтобы выдрессировать зверя, — рассказывал дрессировщик, — надо изучить его привычки, подружиться с ним”. (Слова автора перенести в конец предложения.)

2) Водитель автобуса попросил: “Уважаемые пассажиры! Оплатите проезд!” (Записать как предложение с косвенной речью.)

3) Сотрудник Гидрометцентра сообщил, что в ближайшие дни погода существенно не изменится. (Записать как предложение с прямой речью, разорванное словами автора.)

4) Мама сказала, что очень волновалась за меня. (Записать как предложение с прямой речью; передать в прямой речи эмоции, заменить глагол речи в словах автора.)

IV. Подведение итогов урока

— Для чего служат предложения с косвенной речью?

— Чем отличаются предложения с косвенной речью от предложений с прямой речью? (Косвенная речь отличается по интонации: она теряет эмоциональность, оттенки смысла, так как не передаёт всех особенностей прямой речи.)

— Какова структура предложений с косвенной речью?

— Какими словами связаны части предложений с косвенной речью?

— Как передаётся косвенной речью вопрос?

— Как ставятся знаки препинания при оформлении косвенной речи?

Домашнее задание

1. § 45.

2. Упр. 399.

Урок 91. Цитаты и их оформление на письме

(См. урок 91 по программе Л. А. Тростенцовой.)

Дополнения

III. Работа по теме урока

Работа по учебнику

1. Чтение и обсуждение теоретических сведений (с. 231).

2. Выполнение упражнений по выбору учителя.

Урок 92. Повторение и обобщение по теме “Чужая речь”

(См. уроки 92, 93 по программе Л. А. Тростенцовой.)

Урок 93. Контрольный диктант по теме “Чужая речь”

(См. урок 94 по программе Л. А. Тростенцовой.)






Для любых предложений по сайту: [email protected]